I Милоновские краеведческие чтения

18 ножам крыжи, бляхи и наконечники обтирал. / И всякие разные поделки нажда- ком чищал, притом на штыки и ножны шивал» [1, с. 23]. Как видим, уже отроческие годы рассказчика прошли в трудах, о которых он говорит с легкостью и беззаботностью, как о чем-то не стоящем внимания. Но, думаем, это скрытое лукавство героя, уже упомянутая маска: в непринуж- денной форме, ненавязчиво автор дает понять читателю, сколь непроста, ис- полнена трудов была его жизнь с ранних лет. Став оружейником, рассказчик «точил… сабли трехдольные, двухдольные и однодольные. / Палаши драгун- ские, притом и солдатские точил… / Купцы меня с заводу усильством взяли и в каменный мешок посадили. / Подержав меня две недели, ко отдаче в рекру- ты трижды водили. / И в станок четыре раза становили» [1, с. 23–24]. Здесь судьба рассказчика в чем-то перекликается с судьбой уже известного нам Ивана Фуникова. И опять умение не терять присутствия духа, несмотря ни на что, – характерная черта героя. Языковой комизм создается благодаря прибауткам, каламбурам, языковым неправильностям: «Десяти лет вступил в работу и торговую заботу, и во все светские веселости. / Только я на свете двух дел не имел, а то я почти все разу- мел. / Во-первых, в карты не играл да вина не пивал, а множество веселостей видал. / Музыки вокальные, духовные и инструментальные, в песнях, скрипках, в плясках и скасках… / И так я в веселостях обращался, в четверо суток и до- мой не возвращался» [1, с. 23–24]. Герой произведения – не только умелый мастер-оружейник, но и талантли- вый музыкант: из «Истории» мы узнаем о создании им «песенной артели знат- ной» [1, с. 25], которой руководил он сорок лет. И составляли эту артель не только «песенники» [1, с. 25], но и «скрипочники и балалаечники… и три пары плясунов» [1, с. 25]. Благодаря этому суждению мы узнаем, что в Туле в конце XVIII века существовала песенная артель, весьма популярная в городе: «И же- лающие были и говорили: ”Пойдемте, поглядите эвту артель. / После эвтой ар- тели не увидим, не услышим”» [1, с. 30]. Таким образом, «История города Тулы» Абрама Булыгина – это не только увлекательное сочинение, но и произведение, обладающее большим познава- тельным и художественным потенциалом. А в 60-е годы уже ХХ столетия тульским писателем Иваном Федорови- чем Панькиным были написаны «Легенды о мастере Тычке» [1, с. 332] – од- но из лучших произведений о тульских оружейниках. «Легенды» высоко оценил замечательный русский писатель В. П. Астафьев. По его словам, И. Ф. Панькин «делает то, что вообще в литературе редко кому удается сде- лать, в современной тем более – он создает образ оружейного мастера Тыч- ки, которого и туляки и все читающие воспринимают как подлинного, реально существующего. Образ этот укоренился в быту, начинает расселяться в народе в виде изделий из дерева, керамики, в рисунках, в масках, в празднествах. О нем читают вслух за семейным столом, со сцен клубов уже и без упоминания автора» [1, с. 332]. Безусловно, «Легенды о мастере Тычке» продолжают традиции, заложен- ные Н. С. Лесковым в «Сказе о тульском косом левше и о стальной блохе» [7].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=