I Милоновские краеведческие чтения

16 ТРАДИЦИИ СМЕХОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТУЛЬСКИХ АВТОРОВ XVII–XХ ВЕКОВ Л. В. Захарова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, доцент кафедры русского языка и литературы Смеховая литература является неотъемлемой частью народной культуры. Истоки ее – в устном народном творчестве: бытовых сказках, шуточных плясо- вых песнях, частушках, сценках фольклорного театра. Смеховая традиция пе- рейдет и в литературу. Вспомним «Моление» [4, с. 136] Даниила Заточника, памятник русской литературы XIII века. В нем герой намеренно унижает себя, где-то играет роль шута – с целью расположить к себе князя, от которого зави- сит, добиться его благосклонности. Подчеркнем: унижение это – осознанное, это игра, балагурство, которое, кроме всего прочего, видимо, помогает самому герою легче пережить свое бедственное положение. Вот это очень важная черта смеховой литературы, которую отмечают и М. М. Бахтин [2], и Д. С. Лихачев [3]: наличие образа рассказчика-«дурачка», или, точнее, прикидывающегося дурачком, с которого и спрос небольшой: шу- там во все времена разрешалось говорить вещи, для других непозволительные. Для литературных героев такого рода смех был своеобразной маской, этаким шутовским колпаком, позволяющим говорить правду, не особо опасаясь за по- следствия. Важно и другое: чувство юмора, умение посмеяться над собой все- гда было показателем нравственного здоровья общества, могучего жизнелюбия народа. Наконец, вспомним и то, что русскому человеку во все времена жилось несладко, и смех в какой-то мере помогал справиться с бедами, одолеть невзго- ды. И смеховая литература – убедительное тому подтверждение. Особенно богат «смеховым» элементом XVII век. Смутное время, как ни странно это прозвучит, создало условия для возникновения и распространения смеховой литературы. Ведь именно в XVII веке народ обнищал до такой степе- ни, что смеховой антимир перестал восприниматься как нечто выдуманное – он сомкнулся с реальностью. Да и представителям имущих сословий порой приходилось нелегко. Злонравие стало едва ли не нормой жизни. Жестокость, несправедливость, о которых говорилось в народных сказках, стали обыденно- стью. Пьянство прочно укоренилось в жизни людей. Греховное начало, как его понимали верующие люди, распространилось и за монастырскими стенами. Откликом на эти пороки стали «Калязинская челобитная» [4, c. 367], «Служба кабаку» [4, с. 370], «Азбука о голом и небогатом человеке» [4, с. 368], «Сказа- ние о роскошном житии и веселии» [4, с. 367]… В плане развития смеховых традиций литература Тульского края не стала исключением. И здесь особого внимания заслуживает памятник начала XVII века «Послание дворянина к дворянину» [1, с. 21], написанное тульским помещиком Иваном Васильевичем Фуниковым. Захваченный якобы за укрывание продо- вольствия восставшими, возглавляемыми Иваном Болотниковым, Фуников про-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=