I Милоновские краеведческие чтения
14 АЗАРОВКА ОЛЬГИ СЕДАКОВОЙ И. В. Ерохина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, доцент кафедры русского языка и литературы В этой небольшой заметке я хотела бы познакомить читателей с еще одной точкой на литературной карте Тульской области. Это деревня Азаровка, распо- ложенная неподалеку от Заокского и Серпухова. Она связана с творчеством большого современного поэта Ольги Александровны Седаковой. Сейчас Аза- ровка застроена и окружена новыми особняками с заборами выше человеческо- го роста, совсем рядом проходит скоростная автомобильная трасса «Крым». А когда-то (до середины 1980-х годов) это место было довольно глухим. От старой московской дороги шли около десяти километров пешком или, если повезет, доезжали на попутной телеге. Большая часть деревни располагалась на высоком холме, а дом, в котором жила бабушка поэта, – на противоположном берегу маленькой, теряющейся в прибрежных зарослях реки Скнижки (притока Скниги). Этому дому больше ста лет, он был построен перед Первой мировой войной. Дарья Семеновна Седакова переехала сюда в начале семидесятых. В книге «Дикий шиповник» (1976–1978) Азаровке посвящен цикл из двенадца- ти стихотворений с подзаголовком «Сюита пейзажей». Сейчас, как и тогда, Ольга Александровна приезжает в свой летний домик и сад на все лето до По- крова. Но многое здесь уже стало иным. «Посвященные Азаровке стихи теперь можно читать как поминальные. Всего этого больше нет, оно исчезло на моих глазах. Вся заповедная глушь истреблена несчетными коттеджными поселками с названиями, которые стыдно повторять. Уцелел пока мой сад» [1, с. 7]. Дейст- вительно, каким-то чудом азаровский сад и сегодня сохраняет свободное и глу- бокое дыхание, являя собой поэтическое пространство, отчетливо ощущаемое всеми, кому посчастливилось там бывать. Он не похож ни на привычные нам старые деревенские участки с плодовыми деревьями и большим огородом, ни тем более на то, что можно было бы назвать «ландшафтным дизайном». Он продолжает жить в каком-то особом измерении, в стороне не столько от ново- строек с их глухими железными заборами – на самом краю пологого холма у заболоченного бобрами берега Скнижки, откуда виден густо поросший де- ревьями противоположный высокий склон и большое небо, – сколько от бес- толковой будничной повседневности. Находясь там, ты ясно осознаешь, что существуешь в подлинном, не искаженном никакими оптическими или чувст- венными аберрациями пространстве. Оно центрировано энергетически и гео- метрически (в сердцевине сада – голый троящийся ствол старой яблони, он сух, его ветви спилены, но над живой зеленью и цветами он высится ветхозаветным старцем, зримым символом бессмертия). Это пространство одновременно от- дельно и распахнуто вдаль и ввысь (или вглубь?), доверчиво открыто тебе и не- доступно таинственно. Совсем неправильно думать, что мир этого сада сущест- вует вне времени или что он идиллически статичен. Напротив. Там всегда что-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=