I Милоновские краеведческие чтения
113 падали из наследования друг за другом, т. к. юридически не являлись членами одной семьи. Однако, ситуация начала меняться в период Великих реформ Александра II, на фоне общей либерализации происходили изменения в обще- ственно-политической жизни. Закон от 19 апреля 1874 «О метрической записи брака, рождения и смерти раскольников» [11, № 53591], позволял старообряд- цам законно вступать в брак. Однако он не в полной мере удовлетворял старообрядцев. Закон запрещал брак между православными и старообрядцами в принципе, за исключением тех случаев, когда «сектант» принимал православие [11, № 53591]. В то же время от католиков или лютеран в случае брака с православным не требовалось ос- тавлять свою веру [12, т. 10, ст. 61–71]. Так же для старообрядцев устанавливалось ограничение, в виде необходи- мости доказать своё «рождение в расколе» [11, № 53591]. На фоне развития общественных движений, снижения цензурного контро- ля законом от 6 апреля 1865 года [11, № 49188] начинает распространяться ста- рообрядческая публицистика, в которой выражался протест против ограниче- ния их брака. Так в 1886 году напечатав на гектографе требования признать поморский брак законным, они предоставили их в Тульскую духовную конси- сторию [3, с. 96], что ранее было невозможно представить. Г. И. Панов отмечал, что тот вид брака, который предлагают поморцы сугубо гражданский [2, с. 29– 37], а также не соответствует каноничным книгам ведь понятие «молебник» возникло исключительно в поморской среде [10, с. 73]. Это создавало двойст- венную ситуацию, с одной стороны поморцы – это консерваторы в некотором смысле идеализирующие старину, с другой стороны это люди, активно отстаи- вающие гражданскую форму брака. Ссылаясь на отцов церкви, канонические книги и закон Алексея Комнина [2; 4; 5; 6], они выступали за признание ра- венства своего и церковного брака. Таким образом, можно сказать, о том, что в период правления Александр II на фоне либерализации и подъема общественного движения возникает движе- ния среди поморцев, за социальные преобразования в области семейного права. Это было обусловлено рядом объективных факторов, такими как ограничение, на бракосочетание с представителями не «раскольничий» группы и необходи- мостью доказывать своё рождение в «расколе». Эта борьба за социальные права и приверженность старине создавало двойственную ситуацию, при которой культурный традиционализм сочетался с политическим либерализмом. Литература 1. Панов, Г. И. Из старообрядческого мира / Г.И. Панов. – М.: Б. и., 1888. 2. Панов, Г. И. Ответы на вопросы беспоповцев поморской секты о тайне брака / Г. И. Панов. – Тула: Тип. Н. И. Соколова, 1884. 3. Панов, Г. И. Разбор учения беспоповцев Тульской поморской секты о тайне брака / Г. И. Панов // Тул. епархиальные ведомости. – 1886. – № 4. – С. 95–104.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=