I Милоновские краеведческие чтения

112 К ВОПРОСУ О БРАКЕ ТУЛЬСКИХ БЕСПОПОВЦЕВ В СТАТЬЯХ Г. И. ПАНОВА А. В. Соколов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, факультет истории и права, IV курс (очная форма обучения); научный руководитель – Т. А. Володина В 80-е годы XIX века под браком понимали союз лиц противоположного пола «для осуществления физических и нравственных требований человеческой природы». Брак признавался как естественная необходимость [14, с. 558–559]. Русская православная церковь добавляла к этому, что брак – это таинство, ко- торое могло осуществляться только священнослужителем [3, с. 99–103]. Однако не все с этим были согласны, в частности старообрядцы-беспоповцы. Церков- ные полемисты активно оспаривали доктрину беспоповского брака. В Тульской епархии миссия по борьбе с беспоповскими учениями отчасти легла на про- тоиерея Г. И. Панова. Панов Георгий Иванович занимался данной деятельностью не случайно, он был опытным миссионером, имел стаж обучения гомилетике, логике и обли- чительному богословию [15]. Эти знания позволяли вести дискуссии по вопро- сам канонов. Основное внимание в своей критике он уделял взглядам беспо- повцев-поморов, которые были активнее в публичном пространстве и коли- чественно преобладали в Тульской губернии в сравнении с другими старооб- рядцами [1, с. 9–10]. По вопросам брака беспоповцы давали два взаимоисключающих ответа. Бракоборцы или феодосийцы отвергали браки в принципе, они считали, что са- ми не могут их заключать т. к. не имеют собственной церковной иерархии, в то же время они отрицали истинность любого другого брака. Представители же поморского согласия считали, что брак возможен [2, с. 7]. Они предлагали два варианта его заключения [10, с. 73]. Поморцы, осуществляющие бракосочета- ние при посредничестве православного священника назывались «старожёны». Они переходили в православие на момент вступление в брак, а после его за- ключения не соблюдали церковное предписание [10, с. 73]. Церковь это пори- цала, но препятствовать этому не могла. Нарушение обета следовать правосла- вию, по всей видимости, не считалось грехом в глазах самих раскольников, т. к. он давался церкви воспринимаемой как «обитель антихриста» [10, с. 31–50]. Второй вариант заключения брака у приверженцев поморского согла- сия сводился к проведению церемонии при помощи «молебника», брачую- щихся таким образом называли «новожены». Молебник, это не чин, как утверждал Г. И. Панов [10, с. 73], а функция т. к. в его роли мог выступать любой поморец мужского пола, знающий последовательность проведения обря- да [10, с. 73–74]. Вопрос о законности брака был важен, дети поморцев считались «незакон- норождёнными», поэтому они были ограничены в правах [13]. Супруги же вы-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=