I Милоновские краеведческие чтения

106 ВОЗМОЖНОСТИ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ТУЛЬСКОГО РЕГИОНА В ОБРАЗОВАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ О. Е. Пушкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, факультет русской филологии и документоведения, IV курс (очная форма обучения); научный руководитель – Н. И. Ешкина В начале XXI века вырос интерес исследователей к феномену среды в свя- зи с проблемами социализации детей и молодёжи в нашей стране, а также к исследованию культурных процессов с учетом их образовательной направ- ленности. На сегодняшний день мы наблюдаем новую стратегию образования, которая направлена на выявление и развитие творческих интересов и способ- ностей каждого человека, на стимулирование потребности в саморазвитии и самостоятельной образовательной деятельности. Реализация данных целей в Тульском крае возможна при наличии разнообразных культурно-просвети- тельских сред. Культурная среда – сложная самоорганизующаяся подсистема механизма городского устройства, основная функция которой состоит в воспроизводстве и обновлении социального образа жизни [4.] Однако понятие не является пол- ным без указания на образовательный аспект – Е. В. Квятковский обратил вни- мание на предметное содержание культурной среды [2]. Е. Ф. Командышко в своей работе писала о роли культуры в развитии художественного восприятия и мышления учащейся молодежи [3]. Мы будем использовать понятие «образовательно-культурное пространст- во», которое является сложным психолого-педагогическим феноменом. В ши- роком педагогическом смысле это всё то, что окружает учащегося и влияет на воспитание, образование и развитие личности. Образовательно-культурная сре- да – это часть образовательно-культурного пространства, инфраструктура, ори- ентированная на организацию успешной жизнедеятельности учащихся, задаю- щая динамику их познавательной деятельности и преобразующая интеллекту- альную активность в личностную культуру [1, с. 21]. Культурное пространство края включает в себя широкие возможности вы- бора учреждений досуга, быта и культуры (парки, театры, музеи, библиотеки, галереи и т. п.); важным фактором является большое количество людей, что га- рантирует анонимность социальных отношений, благодаря чему личность чув- ствует себя более свободной в выборе и создания круга лиц и средств общения. Для современного горожанина чрезвычайно значим навык бесконфликтного перехода из одной социокультурной группы и ситуации в другую. Это подра- зумевает подвижность не только в поведении, но и в ориентации конкретного человека в «ценностных пространствах». В то же время это позволяет обществу отбирать среди ценностей, норм, образцов поведения те, которые станут частью культуры данного края.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=