"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

95 польских мятежников произведен в корнеты 10 октября 1831 года. В походах находился с 14 марта 1831 г. в Царстве Польском против польских мятежников, бывал в многочисленных сражениях. За оказанную храбрость был награжден знаком отличия военного ордена 1 . В 1834 г. уволен от службы в чине поручика по домашним обстоятельствам. Выйдя в отставку, Семен Николаевич женился на Александре Александровне Савиной, растил сына Николая 2 (09.11.1846 - 16.07.1914) и дочь Марию. Семья жила в Москве и в селе Жерновке 3 . Николай Семенович Мосолов-старший, помещик, проживающий в селе Жерновка Каширского уезда Тульской губернии, вошел в историю России не как заводчик или герой сражений. Он стал основателем художественного собрания. По свидетельству современников, Николай Семенович и его брат Федор Семенович были близки с графом Алексеем Григорьевичем Орловым-Чесменским, блистательным екатерининским вельможей. Возможно, благодаря дружбе с графом Орловым братья Мосоловы увлеклись разведением породистых лошадей и художественным коллекционированием. Собрания братьев Мосоловых были хорошо известны среди современников. Главным разделом собрания была коллекция старых мастеров итальянской, фламандской и голландской школ. Некоторые картины вели происхождение из знаменитых королевских собраний. Коллекция Николая Семеновича Мосолова-старшего перешла по наследству к его единственному сыну, Семену Николаевичу Мосолову, который явился истинным продолжателем дела отца. Наследуя семейную традицию, он стал не только коллекционером, но и живописцем и гравером-любителем. Вместе с тем, Семен Николаевич имел собственные пристрастия в искусстве. Первым приобретением Семена Николаевича стала коллекция офортов Рембрандта, которую он купил в 1853 г. С этих пор Рембрандт стал его «героем» на всю жизнь. Он пополнял свою коллекцию до самой кончины, собрав в общей сложности 367 рембрандтовских офортов (беспрецедентное для России множество), а также эстампов художников его школы. Более того, Семен Николаевич написал очерк о творчестве великого голландца, собрал обширный корпус гравированных репродукций с картин и рисунков Рембрандта, выполненных мастерами разных школ в XVIII – XIX веков, а также сам гравировал копии с офортов Рембрандта. Николай Семенович Мосолов-младший как человек, интересующийся и собирающий предметы искусства, сам был художником-гравером, пройдя серьезное обучение - сначала в Санкт-Петербурге у Федора Иордана, затем и за границей, в Дрездене, Вене и Париже. Потом подтвердил звание «художника 3 класса» в российской Академии художеств – что было необходимым, чтобы получить разрешение держать дома печатный станок. Уже в 15 лет за гравюру с картины Рембрандта он получил серебряную медаль Академии художеств, в 36 лет стал академиком, в 1876 года за серию гравюр с Рембрандта получил золотую медаль парижского салона. Все свое собрание вместе с библиотекой, личным архивом и уцелевшей частью фамильного собрания (живопись европейских мастеров, коллекции японской и китайской бронзы, фарфора, изделий из слоновой кости, копенгагенского фарфора, мебель) Мосолов завещал Румянцевскому музею, куда поступило и значительное число гравюр работы его самого. Оттуда большая часть коллекции попала в фонды 1 Там же. Л. 127. 2 Там же. Л. 130об. 3 Там же. Л. 134.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=