"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

75 Чумандрин стал изменяться. Уже одно то, что мы увидели его лицо, прежде всегда насупленное, смеющимся, изменило наше представлением о нем. Оказалось, что природа весьма щедро наградила его благодатным чувством юмора. Медленно, но упорно, как весенний лед, таяли его сектантские пролеткультовские представления о литературе. Прежде всего, выяснилось, что он просто не читал всего того, что так ненавидел» 1 . Постоянно продолжая самообразование, Чумандрин к этому моменту достиг достаточно высокого уровня писательского мастерства, испытывая особенный интерес к психологии рабочего, становлению его личности в критических условиях. С другой стороны, 1930-е гг. затронули его, заставили задуматься о положении в обществе и своих общественно-политических взглядах. Показательным в данной ситуации стали воспоминания литературоведа Ирмы Кудровой о дочери Чумандрина Марьяне и ее муже Льве Левицком, впоследствии отличавшимися крайне диссидентскими взглядами 2 . С одной стороны, возможно, эта склонность к оппозиции власти стала отражением духа противоречия к ярой убежденности их отца в советском строе, но, вероятно, в середине 1930-х гг. в сознании Михаила Федоровича произошел некий нравственный перелом, подготовленный описанными выше событиями. И именно в 1936 г. он пишет последнюю из опубликованных книг, полную воспоминаний о наименее известном периоде своей жизни, «Год рождения – 1905» 3 , словно хочет поделиться с окружающими наиболее яркими впечатлениями своего детства. Именно в этом романе, описывающем Чулковскую слободу, мы видим те явления, которые повлияли на судьбу Чумандрина, его воспоминания о городе, который он покинул, и людях, изменивших его жизнь. Поэтому, на наш взгляд, на этом произведении имеет смысл остановиться более подробно. Сложным вопросом является то, насколько мы вправе использовать данное художественное произведение как исторический источник. На наш взгляд, несмотря на достаточно типичную для советской литературы тему повседневной жизни рабочих в предреволюционные годы и ряда типичных для жанра социалистического реализма клише, автора отличает очень личное отношение к этой проблеме, основанное на детских воспоминаниях. Он рисует картину рабочих районов неназванного города, в котором легко угадывается Тула (по ряду топонимов – Чулково, улицы Посольская, Суворовская, Мотякинская, Солдатская). Чулково он описывает так: «Стекла окон, казавшиеся издали ослепительно чистым пламенем на солнце, когда оно на том берегу Упы сходило вниз куда-то за Чулково, слободу, населенную гармонщиками, голубятниками, лудильщиками, холодными слесарями, вообще ремесленной братией». Автор буднично описывает полунищее существование рабочих, пытавшихся с помощью демонстраций бороться за улучшение условий труда на множестве фабрик, находившихся в Туле, их аресты, средства, которыми жены арестантов и их вдовы добывали себе средства на пропитание. С другой стороны, автор демонстрирует более высокий уровень жизни в семьях более квалифицированных рабочих, не распространяющихся о своих радикальных взглядах, хотя и состоящих в подпольных социалистических организациях (образ Сергея Матросова). В сознании главного героя 9-летнего Антона Ажогина весь город принадлежит промышленникам Кудашевым (за образом которых явно угадывается баташевская династия). На их фоне даже губернатор Тулы не производит такого 1 Чуковский Н. С. Литературные воспоминания. М., 1989. С. 229. 2 Кудрова И. Накануне // Звезда. 2010. №2. С.127. 3 Чумандрин М.Ф. Год рождения – 1905. Хроника одного детства. М., 1936.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=