"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

66 кн. И.М. Воротынский называет «людишками». А послана челобитная была к великому князю «с человеком с Ноздрею» 1 . Политика московский правителей в XVI в. была направлена на ликвидацию института частной службы и на замену его институтом подданства. У государевых холопов могли быть только свои холопы, а не вольные слуги – вассалы 2 . Тем не менее, и в середине XVI в. «люди» князей Воротынских фактически принадлежали к сословию служилых землевладельцев. Князь А.М. Курбский в своей известной «Истории о великом князе московском» писал о князьях Михаиле Ивановиче Воротынском и Никите Романовиче Одоевском, замученных царем в 1573 г.: «…те княжата были на своих уделех, и велия отчины под собою имели; околико тысящ с них почту воинства было слуг их…» 3 . В какой-то мере это известие подтверждается актовым материалом. В жалованной грамоте Успенской Шаровкиной пустыни, находившейся у г. Перемышля «за Жиздрой» (левый приток р. Ока), от декабря 1561 г. кн. Александр Иванович Воротынский указывал: «А люди мои ратные, идучи на службу и с службы … в монастырских селах и в деревнях у их людей и у крестьян сильно не ставятся, и подвод … и корму своего и конского не емлют» 4 . Сохранение у князей Воротынских и Одоевских вплоть до второй половины XVI в. относительно крупных собственных дворовых отрядов было очевидным следствием значительной роли этих князей в организации отпора ордынскому натиску. Г. Штаден писал: «В России у великого князя в городе Москве были некоторые князья или фюрсты, имевшие свои уделы, города, дворы и деревни, а именно: князь Владимир Андреевич, князь Дмитриевич Бельский, князь Михаил Воротынский, князь Микита Одоевский… Они ведут неустанную борьбу против заклятого врага России, царя Крыма» 5 . Однако для середины XVI в. персонально известны только несколько человек, служивших при дворах князей Воротынских. В уже названной жалованной грамоте кн. А.И. Воротынского Успенской Шаровкиной пустыни от декабря 1561 г. упомянуты элементы городской топографии Одоева – четыре крепостные городни Шаровкина монастыря «на осаду», расположенные против церкви Воскресения Христова, бывший двор кн. Владимира Ивановича Воротынского, зелейный погреб, земские житницы кн. Михаила Ивановича Воротынского. На посаде, кроме монастырского места «на приезд», указаны хлевня, конюшня кн. Михаила Ивановича Воротынского, дворы людей кн. Александра Ивановича Воротынского – Яковлева Федорова и Истомы Обрутина. В этой же грамоте упоминаются «Яковлев двор Федорова и Сивков двор ключникова» на Большой улице на посаде г. Перемышля на Оке. 6 А вклад Истомы Обрютина (Абрютина) – 3 рубля – записан во вкладной книге Успенской Шаровкиной пустыни 7 . Духовную грамоту кн. Михаила Ивановича Воротынского в июле 1566 г., а также приписи к ней в феврале 1569 г., в апреле 1569 г., в ноябре 1571 г. писал его боярской аристократии в России. С. 149, прим. 83). См. также записи князей Воротынских московским государям о верной службе и поручные записи по ним: СГГД. М., 1813. Ч. 1. № 154, 178, 179, 189 -191. С. 425- 427, 487-495, 533-545. 1 АСЗ. Т. 3. №. 513. С. 429, 427. 2 Пресняков А.Е. Московское царство. С. 356, 357, 388, 389. 3 Сочинения князя Курбского. Т. 1 // РИБ. СПб, 1914. Т. 31. Стб. 288. 4 Веселовский С.Б. Последние уделы в Северо-Восточной Руси. Приложения. С. 130. 5 Штаден Г. Записки о Московии. М., 2008. Т. 1. С. 67. 6 Веселовский С.Б. Последние уделы в Северо-Восточной Руси. Приложения. С. 129. 7 Леонид (Кавелин Л.А.) Церковно-историческое описание упраздненных монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии. С. 33.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=