"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

6 местного, не теряя из вида общие процессы. Финберг, в частности, указывал, что локальный историк получает более ясное и правдивое представление о «ландшафте, простирающемся перед ним горизонта, чем исследователь национальной истории, обозревающий широкие просторы из своей высокой башни». 1 Сергей Иванович Маловичко , профессор и доктор исторических наук, считает, что локальная история позволяет составить коллективную биографию локальной общности любого уровня от семьи до страны. Методы реализации таких проектов – «история снизу» и полидисциплинарность, когда сочетаются демографический, социокультурный, экономико-статистический, правовой, политический, историко- географический аспекты. При этом «история снизу» подходит к изучению локального сообщества через историю отдельных личностей его составляющих. Важной стороной новой локальной истории является изучение истории изменения самого локального пространства. При таком подходе изменяется и отношение к источникам, которые рассматриваются в неразрывной связи с материальной и духовной культурой локального сообщества. В этом случае корпус источников Истории отдельных регионов, написанные на основе методов новой локальной истории позволяют преодолеть унификаторство, опирающееся на типичность. Исследования в рамках новой локальной истории признают многообразие региональной специфики, которое и составляет национальное целое 2 . Современные исследователи считают, что в отечественной исторической науке уже целое столетие присутствует понятие «краеведение» как название местной исторической практики и появившееся позже «историческое краеведение». Сотни историков, специалистов и любителей – краеведов работали и продолжают успешно работать в рамках этого направления. Ими по крупицам воссоздается прошлое российской провинции, сохраняются памятники старины, пишутся биографии провинциальных учителей, купцов, промышленников, меценатов и т.д. Однако историческое краеведение является только одним из направлений изучения местной истории, а современная профессиональная историография предлагает разнообразие методологических подходов к изучению региональной истории. Следовательно, новая локальная история не столько спорит с краеведением, сколько идёт своим путём исследований как локального, так и более генерализированного сообщества людей. В чем суть понятия «культурное гнездо» и как в соответствии с ним можно районировать и изучать Тульский регион (край, губернию, область)? «Культурное гнездо» - это определенная территория (в провинции или столице), на которой складывается особая социокультурная среда. Основу «культурного гнезда» составляют люди, которые его формируют, сохраняют, преумножают и транслируют следующим поколениям. В понимании термина особую важность приобретает традиция. Некоторые современные исследователи предлагают вместо термина «культурное гнездо» ввести термин «региональная культура». Чтобы районировать и охарактеризовать «культурные гнезда» - следует изучать, по мнению Пиксанова и Гревса, все культурные «явления и движения» в провинции: просвещение, печать, журналистику, искусство, архитектуру, социально- экономические, государственно-правовые аспекты ее жизни и т.д. Это возможно только на основе накопленного научного опыта и новейших достижений исторической науки и других наук – этнологии, культурологии, социологии и др. 1 Finberg H.P.R. and Skipp V.H.T. Local History. Objective and Pursuit. Newton Abbot, 1967, P.29. 2 Подробнее об этом см.: Маловичко С.И. Современная историческая наука и изучение локальной истории // URL :http://abuss.narod.ru/Biblio/malovichko.htm/ (дата обращения: 25.03.2014).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=