"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

53 Мы выходим из советского зала XX в. без цельного впечатления о тематике, авторах, методах изучения истории Тульского края. Зал конца XX – начала XXI веков постсоветского периода. Пустота, образовавшаяся в галерее, стремительно заполняется. Сначала в информационный массив современной исторической науки была введена тульская провинциальная историография за динамичный период её развития с XVIII – по начало XX веков. Следствием этого стали выразительный портрет тульской исторической интеллигенции этого периода и фотография, подтверждающая достоверность портрета. Основы палитры обеспечены исследованиями Присенко Г.П. «Проникновение в былое» (Тула, 1984), О.Е. Глаголевой «Список писателей и учёных Тульской губернии XVIII - первой половины XIX веков», опубликованный в её работе «Русская провинциальная старина» (Тула, 1993. С.163-186), а также авторов очерков и аннотаций о тульских историках, помещённых во втором томе издания «Гордость земли Тульской» (Тула, 1991). Фотоаппарат принадлежал авторам библиографических указателей: «Тульская историческая краеведческая библиография XVIII –начала XX веков», (опубликован Г.П. Присенко в указанном издании 1984 года) и « История Тульского края. Библиографический указатель», составленный и изданный в 1991 г. Тульской областной библиотекой им. В.И. Ленина при участии кафедры истории СССР ТГПИ им. Л.Н. Толстого. Они подтверждают проблематику исследований тульских историков, уровень их изысканий, персональный состав. В галерее постмодерна, подобно залам второй половины XIX – начала XX веков и XX в. советского периода, есть коллективный автопортрет тульской исторической интеллигенции начала XXI в. – членов редколлегий «Тульского краеведческого альманаха» (2003-2013), главные редакторы Г.П. Присенко (2003- 2007) и Е.В. Симонова (2008-2013) и историко-краеведческого альманаха «Тульский край. Памятные даты» (1965, в статусе альманаха с начала XXI в. – 2013), ответственный редактор Т.В. Тихоненкова. Палитра этого коллективного портрета носит оттенки тульской ретроспективной периодики, поскольку в начальный период издания «Тульского краеведческого альманаха» главной задачей было возрождение традиций краеведческой периодики, привлечения к этому изданию интереса как со стороны авторов, так и со стороны читателей. Постепенное её решение вводит альманах в пространство отечественной исторической науки в целом. Это составляет фон автопортрета современной тульской исторической интеллигенции, который показывает её связь с академическими традициями тульского краеведения предшествовавшего периода и свидетельствует о месте в развитии современной исторической науки. У индивидуальных автопортретов галереи появляется своя история. Прибавился автопортрет раскаявшегося революционера В. М. Троицкого, основанный на воспоминаниях середины XX в. «Очерки семейной хроники» (Тула, 2005). В них отражён широчайший событийный и эмоциональный фон провинциала конца XIX – первой трети XX веков. Посетителей галереи ждёт увлекательное сравнение с автопортретом нераскаявшегося революционера А.С. Фролова. В конце XX – начале XXI веков была сделана не только копия автопортрета А.Булыгина, но и написан его портрет. Краски обеспечены исследованиями И.Н. Юркина «Абрам Булыгин: чудности, весёлости, непонятная философия…» (Тула, 1994); Неизвестные документы об А.А. Булыгине и его семье // Тульский краеведческий альманах. 2004. Вып.2. С.86-88. И.Н. Юркин с помощью переиздания мемуаров А. Булыгина, публикации документов о его семье, исследования о нём ввёл своего героя в контекст

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=