"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
52 Внимательное знакомство с автопортретами и фотографиями позволяло в начале XX в. и позволяет сейчас судить о доминирующем значении деятельности научных обществ и их периодических изданий в развитии провинциальной археологии, исторической географии, археографии, историографии, особенно теоретических её проблем, идеи позитивного воздействия краеведческих знаний на общество. В галерее этого периода впервые помещено панорамное изображение государственной службы и семейных связей тульского дворянства, включая аналогичный левшинскому семейный портрет дворян Арсеньевых. Разнообразие палитры впечатляет. Его основа - многотомное издание М.Т. Яблочкова и В.И. Чернопятова «Дворянское сословие Тульской губернии» Т.1-9. Тула, 1890-1905; Т.1(10) – 12 (18). М.,1908 -1912, в которое входило исследование В.С. Арсеньева «Род дворян Арсеньевых» (Тула, 1904). Члены тульских научных обществ закладывали фундамент отечественной генеалогии. Зал XX в. советского периода достаточно пустынен. Начало экспозиции до конца 20-х годов XX в. воспринимается неоднозначно. С одной стороны, яркий, но уже традиционный автопортрет тульской исторической интеллигенции этого периода – членов Общества по изучению Тульского края (1925-1930) с «академической» палитрой его периодического издания - журнала «Тульский край» (1925-1930) и внушительного экскурсионного пособия «По Тульскому краю» (Тула, 1925). Сравнение с автопортретом тульской научной интеллигенции второй половины XIX в. показывает, что и в 20-е годы XX в. она, по-прежнему, занимала лидирующее положение в изучении истории края с древнейших времён, его археологии, достопримечательностей, теоретических проблем провинциальной историографии, включая известный «локальный метод», и даже негативно оцененной советской властью генеалогии. Но рядом появился второй автопортрет исследователей – членов Тульского Истпарта (1923-?) под председательством Н.М. Добротвора. Палитра с преобладанием алых оттенков определялась не только периодическим изданием «Революционное былое» (1923-1924), но и многочисленной историко-революционной историографией и археографией Истпарта. Кроме того, в 1925 г. галерея пополнилась автопортретом тульского рабочего А.С. Фролова на фоне промышленной Тулы конца XIX - начала XX вв. Его мемуары были написаны в 1923 г. под названием «Пробуждение (воспоминания рядового рабочего)» и изданы в 1925 г. в Туле в двух частях: «На заре» и «Проба сил». К трём автопортретам А.Т. Болотова, А.А. Булыгина и П.С. Батурина в первой четверти XX в. прибавился четвёртый – А.С. Фролова. Причём, А.А. Булыгин и А.С. Фролов имели невысокий социальный статус. Но сравнение показывает разницу меду красочным восприятием мира А.А. Булыгиным и чёрно-белым - А.С. Фроловым. Так, тульская «галерея гениев» отразила короткий период сосуществования старой академической и новой политизированной исторической науки с последующей победой последней. Он называется «золотое десятилетие советского краеведения». Новая наука победила и обезлюдила отечественную историю. Галерея лишилась портретов и фотографий. Но было и исключение. В 1971 г. галерея дополнилась портретом русских писателей, связанных с Тульским краем. В этом случае краски появились благодаря исследовательскому таланту Н.А. Милонова, издавшего работу «Русские писатели и Тульский край. Очерки по литературному краеведению» (Тула, 1971).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=