"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
50 позитивное воздействие городского провинциального мира на простого, но талантливого челов. XVIII в. и ответное доброжелательное его восприятие. Зал первой половины XIX в. представлен только коллективными портретами: корпоративными и семейными. Корпоративные посвящались изображениям интеллигенции Тульской губернии - писателям и членам не провинциальных научных обществ этого периода. Имели разную степень яркости. Свидетельствовали о том, что прошедший век Просвещения не только укоренился в русской провинции, но и дал обильные плоды. Корпоративные портреты принадлежали нескольким авторам. Первоначальный набросок сделал И.П. Сахаров. В 1838 г. в Петербурге он издал работу «Писатели Тульской губернии» с простым перечислением нескольких десятков имён и фамилий туляков, имевших заметные результат творческой деятельности. Аналогичный набросок сделал И.Ф. Афремов. Вариант «Списка писателей Тульской губернии и членов учёных обществ» был опубликован им в приложении к монографии «Историческое обозрение Тульской губернии…» Ч.1. (М.,1850). Первый красочный портрет тульской интеллигенции, главным образом исторической, принадлежал Н.Ф. Андрееву. Палитра была основана на его критическом восприятии сочинений тульских авторов первой половины XIX в. Оно изложено в исследовании [Н.Ф. Андреев] Н.А. «Прогулка по Туле и путешествие по её окрестностям», опубликованном в журнале «Москвитянин» в 1843 г. (Ч.1. № 11; Ч.3. № 5) и 1849 г. (Ч.3. № 12). Портрет, таким образом, посмотрела широкая публика. Заметно, что основой композиции была безрезультатная попытка выделить доминирующую фигуру исследователя истории Тульского края, чьи сочинения Николай Фёдорович счёл бы достоверными. Благодаря Н.Ф. Андрееву в нашей«галерее гениев» мелькнула тень Н.В. Гоголя, который в 1851 г. во время тульской встречи показался ему общительным, разговорчивым, добродушным, шумливым (Андреев Н.Ф. Нечто о Гоголе // Тульские губернские ведомости. 1855. №2-3). Одновременно уже упомянутый И.Ф. Афремов поместил в галерею, по примеру В.А. Левшина, коллективный семейный портрет немасштабных, но аристократических героев позднего периода уделов на территории Тульского края – представителей родов Верховских князей XV-XVI веков: Новосильских, Одоевских, Белевских, Воротынских. Кроме того он впервые собрал вместе для галереи представителей рода дворян Демидовых XVIII - первой половины XIX вв. Информационный ресурс о них сосредоточен в приложениях к упомянутому исследованию И.Ф. Афремова по истории Тульского края. Ввод исторических деятелей XV-XVIII веков в реалии первой половины XIX в. свидетельствовал об устойчивом развитии провинциальных исторических представлений. К середине XIX в. посетители нашей галереи «гениев места», обладатели собственных письменных столов и кабинетов, могли в ней почувствовать солидарность со знаменитыми предшественниками, удовлетворённость своей способностью к аналогической творческой деятельности. Это рождало устойчивый контекст не только историографической, но и культурной среды провинции в целом. Зал второй половины XIX - начала XIX веков. Обширный. Появился новый вариант корпоративного портрета тульской интеллигенции XIX в. - фотографический. С ним можно ассоциировать первую в тульской историографии работу библиографического характера - «Указатель статей, относящихся до Тульской губернии в статистическом, историческом и т.п. отношениях и помещённых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=