"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

5 На линиях органического пересечения художника с местом его жизни и творчества возникает новая, неведомая прежде, реальность, которая не проходит ни по ведомству искусства, ни по ведомству географии». Термин «гениус лоци» – это известное латинское понятие, означающее «дух места» (также трактуется как гений места, его ангел-хранитель). Это выражение можно применить и к человеку, который формирует и оберегает неповторимую атмосферу этого места. Научное историко-краеведческое наследие определило фундамент конференции, но в современных условиях накопленного исторической наукой опыта на концепцию «гения места» и «культурных гнезд» можно посмотреть шире и на основе междисциплинарного подхода выстроить систему комплексных исследований социокультурной среды нашего региона во времени (как в отдельные периоды, так и в плане складывания устойчивых традиций, транслируемых во времени и передающиеся из поколения в поколение). В «золотой век» краеведения, 20-е гг., доктор исторических наук, академик Сергей Иванович Архангельский (1882-1958) говорил о значимости локального подхода, который, по его мнению, обеспечивает более тщательный отбор и анализ источников, более надежную их интерпретацию. Особое место в укоренении в отечественной науке локального подхода сыграли работы Михаила Абрамовича Барга. 1 Для нас важен, прежде всего, вывод ученого о многомерности исторического времени, временной разности всемирно-исторического и локально-исторического процесса. Историк пишет, что «всемирно-исторический процесс еще ровно ничего не говорит об особенностях данного процесса. Выяснить его основания может только точное исследование обстоятельств данного случая». 2 Краеведение до конца 20-х гг. носило академический характер, а переход к форсированному строительству социализма, ознаменовавший новый этап во всех сферах жизни (культурной и научной, в том числе), поставил перед краеведением в основном прикладные задачи, рассматривая историю края, материальные и духовные памятники с точки зрения ее полезности строительству социализма. Ученые- краеведы, считали, что местная история и культура есть часть общерусской, но, в то же время, они призывали увидеть равнозначность и взаимовлияние провинции и столицы, шире изучать локальные культурные явления, развившиеся с годами до общероссийского масштаба, и повлиявшие опять на культуру провинции. Такой подход оказался невостребованным на долгие годы. В настоящее время мы наблюдаем устойчивый интерес к так называемой локальной истории. 3 Многие современные российские и зарубежные исследователи считают, что в формировании особенностей российского культурного климата важную роль сыграл региональный компонент. 4 Понять сущность процесса, развивающихся явлений возможно только изучая его в конкретных точках преломления – определенных локальных территориях. Исследователи Х.П. Финберг, Б. Стилл, В.Г. Хоскинс 5 считают необходимым исследовать неповторимость 1 См.: Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984. 2 Там же. С. 164. 3 Новая локальная история. Вып.1. Новая локальная история: методы, источники, столичная и провинциальная историография: Материалы первой Всероссийской научной Интернет-конференции. Ставрополь, 2003. 4 Дуков Е.В. Полихрония российских развлечений XIX века. // Развлекательная культура России XVIII-XIX вв.: очерки истории и теории. СПб, 2000. С. 496. 5 Finberg H.P.R. and Skipp V.H.T. Local History. Objective and Pursuit. Newton Abbot, 1967; Mohl R.A. Bayrd Still: Pioneer Urban Historian, 1906-1992. // Journal of Urban History, 1992,Vol.19, №3; Hoskins W.G. Local historyin England/ London and N.Y., 1984.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=