"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
49 духовное социальное происхождение определяло дальнейший жизненный путь, во многом обязывала выходцев из духовной среды к активному профессиональному служению. Оно также могло рассматриваться или как препятствие, или как условие дальнейшей успешной карьеры на рубеже XIX-XX вв. Г. П. Присенко кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и археологии ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» ТУЛЬСКАЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ГАЛЕРЕЯ «ГЕНИЕВ МЕСТА» XVIII – начала XXI века Предмет исследования - целенаправленная работа тульских авторов по изучению творческой деятельности земляков через фиксацию её итогов в социокультурной среде. Задачи исследования – анализ и обобщение её результатов. Метод исследования – техника анализа историографических источников в рамках концепции цельного гуманитарного знания А.С. Лаппо-Данилевского. Хронологические рамки исследования – конец XVIII - начало XXI веков: эпоха глубоких модернизаций; аспект зарождения и развития у провинциального челов. исследовательской краеведческой индивидуальности через выделение себя из окружения и через сравнение себя с окружением. Итог исследования - представленный биобиблиографический этюд историографического характера. Зал XVIII в. открывает галерею «гениев места» большой семейный портрет с изображением дворян Левшиных в эпизодах их службы отечеству в XIV-XVIII в.х. Автор - поздний представитель этого древнего рода В.А. Левшин, издавший два сочинения «Родословная книга благородных дворян Левшиных, содержащая в себе доказательства о происхождении их фамилии, времени выезда в Россию и поколенную роспись» (М,1791), «Историческое сказание о выезде, военных подвигах и родословии благородных дворян Левшиных» (М.,1812). Таким способом ему удалось собрать вместе своих предков за 500-летний период существования рода, поместить их в реалии конца XVIII в., оценив с собственных позиций человека эпохи Просвещения. Подлинность полотна подтверждается оттенками фамильной гордости, научной любознательности, человеческого любопытства автора, пониманием им полезности подобного изображения современникам и потомкам. Рядом с портретом Левшиных и практически одновременно с ним в 1798 г. галерея «гениев места» пополнилась уникальным автопортретом простого по социальному положению туляка Абрама Булыгина – его продиктованными по причине неграмотности воспоминаниями под названием «История города Тулы мещанина Абрама Булыгина, о чудных его на свете похождениях, охоте, весёлостях и о работах» (Тула, 1798). Это практически единственное реализованное желание простого туляка XVIII в. поделиться опытом своей жизни. За желанием и реализацией стояло твёрдое осознание своей индивидуальности, основанное на способности к различной не только трудовой, но и творческой деятельности, к ярким увлечениям. Очевидно, что в названии воспоминаний и, соответственно, в автопортрете прописан задний план – тульская городская среда XVIII в.. В его палитре угадывается
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=