"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
48 полного изучения места и роли митрополита Евлогия в истории Русской Церкви и отечественного государства. Более сложно обстоит дело с реконструкцией жизненного пути, взглядов профессора Киевского университета М. Ф. Владимирского-Буданова, который сегодня традиционно воспринимается как историк русского права. Введенных в научный оборот источников крайне немного, в основном это переписка ученого 1 . Не стал ученый и предметом отдельного монографического исследования. Имеются отдельные статьи современных авторов, посвященные изучению его научных достижений 2 . Однако можно предполагать, что выбранные персонажи исследования стали заметными фигурами своего времени. В чем состоит их особое место в истории? Митрополит Евлогий был сторонником активного участия деятельности православного духовенства в общественной жизни, при этом в 1909 г. отстаивал позицию, что Церковь есть божественное учреждение, стоящее выше идеалов государства. Владимирский-Буданов не только систематизировал источники по истории русского права, но и первым выдвинул мысль о невозможности существования русского феодализма. Не вдаваясь в подробное описание, несомненно, огромного вклада научного и церковного гениев в русскую историю, хотелось бы обратить внимание на другую особенность, прослеживающуюся в их биографиях. Из среды провинциального духовенства имперской России нередко выходили яркие личности, которые составляли основу духовной и интеллектуальной России (например, В. О. Ключевский). Этот процесс «выталкивания» или принудительной социальной мобильности, позволявший выживать сильнейшим духом и интеллектом, имел свои предпосылки и особенности. Традиционный путь, который проходили выходцы из среды бедного сельского духовенства, о быте которого ярко повествует Евлогий, имел следующие этапы. Первым являлась учеба в епархиальном училище, в которые отдают и М.Ф. Владимирского-Буданова, и Евлогия (в миру – Василий Семенович Георгиевский). Современники, прошедшие через начальное духовное образование, не скрывали отрицательного отношения к подобным школам (например, крайне критично об епархиальных школах отзывался П.И. Малицкий, уроженец Тамбовской губернии). Вторым этапом шло обучение епархиальной духовной семинарии за казенный счет («казеннокоштные воспитанники»). Обретению новых знаний очень часто мешало безденежье родителей семинаристов, бытовая неустроенность и полуголодное существование. И наиболее сложным считался переход на уровень духовных академий и университетов. Владимирский-Буданов поступает в Киевскую духовную академию в 1857 г., но позже переводится в Киевский университет, осознав, что духовное служение– это не его стезя. Евлогий поступает в Московскую духовную академию в 1888 г., которую оканчивает в 1892 г. со степенью кандидата богословия. Таким образом, в первом случае очевиден разрыв с сословными интересами, а во втором– следование им. Возможно, что заявленная проблема носит дискуссионный характер и требует более тщательного монографического исследования. Но нельзя не признать, что 1 Михальченко С.И. Письма М.Ф. Владимирского-Буданова, Ф.И. Леонтовича и их учеников в архивах России / С. И. Михальченко // Харківський історіографічний збірник / Харківський нац. ун-т ім. В.Н.Каразіна. Харків : НМЦ «СД», 2000. Вип.8: 2006 . С.180-188. 2 Пастухова Д.В. Михаил Флегонтович Владимирский-Буданов о научном статусе истории русского права // История государства и права. 2013. № 14. С. 23 - 24.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=