"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
47 в сельской местности. Поэтому речь идет как о внутреннем, так и международном туризме. Так, на примере А.Т. Болотова мы проследили, каким образом определенные культурные условия обитания человека в совокупности с природными задатками формируют характер его личности, которая впоследствии сама вносит вклад в культуру, являющийся актуальным в настоящее время. П. В. Понарин кандидат исторических наук, доцент кафедры правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЯЗЫВАЕТ: ВЫХОДЦЫ ИЗ ДУХОВНОГО СОСЛОВИЯ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В ИСТОРИИ ИМПЕРСКОЙ РОССИИ (конец XIX – начало XX в.) В своем материале я постараюсь объединить две непохожие исторические фигуры – историка русского права Михаила Флегонтовича Владимирского-Буданова (1838-1916 гг.) и митрополита Евлогия (Георгиевского) (1868-1946 гг.), епископа Холмского, а также депутата III Государственной думы. Их сближает не только общая «малая родина», которой стала Тульская губерния, но и одинаковая сословная принадлежность. Оба исторических персонажа являлись выходцами из семей небогатых сельских священников Одоевского и Веневского уезда. Обращение к их судьбам подтверждает некоторые аксиомы исторического знания, неоднократно подкрепленные фактическим материалом. Одна из таких истин заключается в том, что провинциальное духовное сословие, прежде всего сельское, обогатило отечественную историю именами не только выдающихся церковных иерархов, но и педагогов, ученых, светских мыслителей. Можно также предположить и другое: духовное сословие в XIX в. являлось сложным социальным организмом, процессы внутри которого свидетельствовали о крайней восприимчивости им основных вызовов имперской эпохи. Необходимо отметить разную степень научной изученности жизненного пути и наследия выбранных исторических персонажей. В последнее время личности митрополита Евлогий (Георгиевского) уделяется значительное внимание со стороны светских и церковных историков, рассматривающих различные аспекты двух периодов его жизни – дореволюционного и эмигрантского 1 . Особое значение в качестве исторического источника имеют воспоминания владыки, записанные с его слов Т. Манухиной 2 . Кроме этого следует сказать о существовании комплекса неопубликованных источников, хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации 3 . Иначе говоря, сегодня имеется достаточная источниковая база для более 1 Кострюков А.А. Конференция «Жизненный путь и наследие митрополита Евлогия (Георгиевского) к 60-летию со дня кончины» // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История РПЦ. 2007. №22. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/konferentsiya-zhiznennyy-put-i-nasledie-mitropolita-evlogiya-georgievskogo-k-60- letiyu-so-dnya-konchiny (дата обращения: 10.04.2014); Фирсов С.Л. Владыка Евлогий (Георгиевский) как депутат Государственной думы (к характеристике Холмского вопроса 1912 года) /Церковь в Империи. Очерки по церковной истории эпохи Императора Николая II. CПб, 2007. С.245-265. 2 Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т.М. Манухиной. М., 1994. 3 ГАРФ. Ф. 5919.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=