"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
45 в канцелярии военного губернатора захваченной Пруссии генерала Н.А. Корфа, где смог продолжить своё обучение. У него появилось больше свободного времени, которое он использовал для прочтения новых книг (со временем собралась целая библиотека). В тот период особенно увлекался чтением романов, которые позволяли ему лучше знать немецкий, а также особенности жизни других народов. Знакомство с книгой немецкого натурфилософа И.Г. Зульцера на всю жизнь пробудили в Болотове страсть к естественным наукам. За время пребывания в Кенигсберге Болотов продолжает практиковаться в рисовании. Также в этот период Болотов заводит знакомство с интересными людьми, в частности через Ф.Б. Пассека получает доступ к научной библиотеке и лаборатории, впервые видит электрическую машину, которую впоследствии усовершенствует. Будучи на хорошем счету в канцелярии Болотов получил разрешении на прослушивание лекций в Кенигсбергском университете, был знаком со многими студентами и профессорами. В марте 1762 года Болотов прибыл в Петербург для несения службы в качестве флигель-адъютанта генерал-полицмейстера Н.А. Корфа, 14 июня уже получил желанный документ об отставке, а 29 июня прибыл к сестре в Опанкино, которое было по пути в Дворяниново 1 . Таким образом, прошёл период становления А.Т. Болотова. Безусловно, за 95-летний срок жизни мыслителя случалось ещё много обстоятельств, влиявших на его мировоззрение, но именно в это время формируется его характер, его страсть к наукам и искусствам. Какие же условия, какая среда способствовала развитию этой страсти? Мы выделяем следующие факторы: 1. Влияние семьи и любовь близких. Отец, мать, дяди, зять, и впоследствии тёща, всё поощряли склонность Андрея Тимофеевича к образованию и занятию науками, стараясь всячески способствовать его развитию. 2. Кочевой образ жизни. Всё детство и юность Болотов проводит в разъездах, проживает в разных городах, живет с семьей и отдельно от семьи, учится у разных наставников, имеет знакомых и друзей самых разных социальных слоев, наблюдает различные стороны и уклады жизни. Философскому мышлению как раз и присущи выход за границы обыденного, возможность видеть явления с точки зрения различных целей их существования. Культивирование подобного типа мышления происходило в случае Болотова под влиянием постоянного изменения условий обитания. 3. На мировоззрение А.Т. Болотова также повлияли прочитанные им научные и философские труды. Болотов испытал влияние рационалистической философии Х. Вольфа, но в особенности был увлечен философскими и теологическими сочинениями Х.А. Крузия, которые утвердили Болотова в христианской вере 2 . Хотя первые познания о православии Болотов получил по книгам «Камень Веры» и Четьи- минеи 3 . На мыслителя также оказали влияние работы И.А. Гофмана, И.Г. Зульцера, И.Я. Душа, У. Дерема, Д. Рэя, Б. Нивентайта, Д. Харвея, И.Г. Вальпургера, И.Х. Куно, Б.Г. Брока, Н.А. Плюше, М.Л. де Бомон 4 . Говоря о культурном этосе А.Т. Болотова, следует выделять культурную среду воспитавшую характер мыслителя (о которой речь шла выше) и культурное пространство, которое создал сам Болотов. Анализ хронологии его жизни указывает 1 Там же. С. 63-98. 2 Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанныя самим им для своих потомков. В 3-х т. Отв. ред. О. А. Платонов. М., 2013. Т. 1. С. 809. 3 Там же. С. 189. 4 Артемова Т.В., Микешин М.И. Страсти души Андрея Болотова // Детская философия / вступительная статья, комментарии Т.В. Артемовой, М.И. Микешина. СПб, 2012. С. 10-11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=