"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
42 друга. Причина этого кроется, как нам представляется, в постоянной модернизации страны. В том числе и поэтому государственная политика театрального строительства, которая имела важнейшее значение на первых этапах этого процесса, продолжала сохранять свое значение даже в то время, когда театр укоренился. Впрочем, наделение Москвы официальным статусом «Столичного» в XVIII в., не вызывало у современников никакого удивления. А окончательное обзаведение городом собственной весьма представительной театральной структурой, да еще в ранге «императорского театра» законно подкрепило его. Тем более что столичность воспринималась не как некое почетное звание, а набор имманентно присущих городу прав, обязанностей и признаков. Под стать статусу второй столицы театр в Москве формировался, начиная с Екатерины II. Но особенно заметно это станет в хоте реконструкции Москвы после пожара 1812 г., когда и возникнет первое здание ныне существующего Большой театра. Сохранились свои театры и в региональных «столицах» - центрах бывших наместничеств. В том числе, один из них был создан усилиями генерал-губернатора Тульского и Каужского. Тема трансляции столичной культуры в провинциальные губернии нуждается во внимании исследователей. Складывание «культурных гнезд» в провинции во многом зависело от деятельности культурных учреждений, поддержки меценатов и благотворителей, влияло не только на местную социокультурную среду, но и на столичную. Местные театры становились местом соединения столичной и провинциальной культуры. О. В. Солопов младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по социологии, культурному туризму и прикладной этике ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» КУЛЬТУРНЫЙ ЭТОС А. Т. БОЛОТОВА На протяжении всей жизни человека наибольшее влияние на его развитие оказывают условия его обитания. Именно в этих условиях происходит приспособление природных задатков и склонностей к окружающей действительности, формируется характер человека. Особое значение условий обитания в формировании характера признавалось ещё в античности. Греческое слово «этос» означает: обычай, привычку 1 , привычное место обитания, внутренний нрав живых существ, человеческое жилище, птичье гнездо, звериное логово, характер, устойчивая природа явления. Именно этос взят Аристотелем за основу понимания этики как особой области знания, изучающей добродетели 2 . Пребывание в естественных условиях обитания свойственно всем живым существам, у каждого животного есть своя особая среда. И только человек с присущим ему сознанием противопоставляет себя природе, создавая особые культурные условия 1 Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этос // Этика: Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М., 2001. С. 600. 2 Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней / А.А. Гусейнов. М., 2009. С. 4-5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=