"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
41 Учреждения театра во Владимире весьма интересно, т.к. не только демонстрирует устойчивую традицию, но и говорит о сохранении значения театра как атрибутивного признака. Во второй половине XVIII – начале XIX в. этот хоть и древний город мало подходил на роль губернского центра. В конце XVIII в. здесь проживало лишь 7,5% от всего числа купцов губернии 1 , которые были даже не в состоянии самостоятельно выстроить торговые помещения, в связи с тем, что сами «нуждаются в деньгах» 2 . Назначение Владимира на «должность» регионального центра было скорее вынужденным, чем неизбежным. Поэтому-то обзаведение им в итоге собственным театром означало, что он окреп и мог соответствовать обретенному статусу. Применительно к «Столичному городу москве» (официально написание могло быть и таким 3 , что подчеркивало значимость именно статуса, а не личного наименования) имела три выражения. Первое – фактическое. Город действительно являлся исключительным по важности центром в городской сети всей страны. Здесь функционировали канцелярии центральных учреждений (коллегий, синода и др. учреждений). В 1726 г. их насчитывалось 6, а в 1742 г. – 13 4 , не считая дворцовых учреждений 5 . Только один «Полагаемый Главнокомандующим в Москве ревизионному департаменту и Архиву» штат служащих составлял без малого 200 человек 6 . Москва никогда не теряла качеств культурного центра (тогда еще в первую очередь духовного и сакрального), хозяйственного ядра, и крупнейшего внутреннего рынка. Позднее в середине XIX в. в знак столичного статуса в Москве была сохранена должность московского генерал- губернатора, когда ее утратили иные центры в том числе и Санкт-Петербург: «присутствие в первопрестольном городе представился власти, окруженного особым почетом и блеском, сообразное со значением Москвы как второй столицы» 7 . В какой- то степени функции этой административной фигуры стали выступать как представительные, совпав с задачами столичного театра. Появление здесь театра было следствием такого исключительного положения и сопряженных с ним внутренних качеств: от потребности значительной части населения в театральных представлениях, до наличия необходимых для учреждения собственного театра средств и привлечения (образования) кадров. Правда, говорить о таком уровни развития города и городского театра в России (да и то применительно в первую очередь к двум официальным столицам) можно не ранее чем на рубеже XVIII – XIX вв. Второе – формальное. На данном этапе главы города и края осознавали наличие у себя театра именно как статусного признака собственной важности. Они старались обзавестись театром, который учреждался с разным успехом. В этом отношении театр выступал как важное доказательство права на столичность. При этом необходимо отметить, что в России долгое время взаимодействовали обе формы: фактическая и формальная, которые дополняли и поддерживали друг- 1 РГАДА. Ф. 16. Оп.1. Д. 636. Л. 18-21. 2 Там же. Д. 639. Л. 69. 3 Там же. Д. 576. С. 192. 4 Писарькова Л.Ф. Государственное управление России с конца XVII XVIII века: Эволюция бюрократической системы. М., 2007. С. 296. 5 Там же. С. 297. 6 РГАДА. Ф. 16. Д. 578. Часть IV. Л. 61. 7 Градовский А.Д. Исторический очерк учреждения генерал-губернаторств в России // Собрание сочинений А.Д. Градовского. СПб, 1899. Т. 1. С. 328.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=