"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

40 брали на себя функции столицы в данном регионе, копируя в своем (естественно, в значительно меньшем) масштабе образ столичного города по многим аспектам (архитектуре, застройке, образу жизни, культурным возможностям). Местные власти стремились обзавестись и удержать (!!) у себя в городе необходимыми для доказательства его (и, естественно, своего) высокого статуса признаки, которые могли являться как формальными, так и естественно возникшими. Не случайно при открытии новой Калужской губернии, ее глава не только учредил у себя вслед за Санкт-Петербургом собственный театр, но и предпринимал меры, «чтобы театр в Калуге удержать навсегда» 1 . Помимо заверений «наместник калужский и тульский» осуществлял и вполне конкретные и важные шаги. Так, специально для роста профессионального мастерства местных актеров был переведен теоретический труд об игре на сцене одного из «итальянских актеров французской культуры» театральной семьи династии Риккобони 2 . В начале 1790-х гг. в Калуге началось строительство театрального здания 3 . При оценке театрально строительства в Воронеже,активизировавшейся здесь на рубеже XVIII – XIX вв., очевидец отмечал, что «жители города… весьма быстро следуют за движением жизни столичной, и усердно подражают всем нововведениям и увеселениям обоих столиц» 4 . Долгое время местная труппа не имела своего здания. Когда возникла возможность его построить (1820-е гг.) «для театра избрано было место – центр города» 5 . При этом особо отмечалось, что «дом нарочно построили для этой цели» 6 . В меньшей степени столичность «ниспадала» ниже на рядовые губернские центры. В первую очередь на те из них, которые обладали большими возможностями. Театральное строительство в региональных центрах в эпоху Екатерины II и последующие годы носило массовый характер. В 1765-1766 гг. попытки завести свой театр заметны в Новгороде 7 . В 1776 г. эту затею уже на практике реализовали в Калуге 8 . В 1780-х гг. (1786 г. 9 ) театр появился в Тамбове 10 , в 1787 г. в Твери 11 и Воронеже 12 , в 1790-е 13 (1789 г. 14 ) в Харькове, в 1798 г. в Нижнем Новгороде 15 . Показательно, что тенденция устроения театров получила продолжение и в следующем столетии. Большой популярностью пользовался Одесский театр, давший за сезон 1839/1840 гг. 144 представления 16 . В 1833 г. «постоянный» театр появился в Казани. В 1840-х гг. в губернском Владимире 17 . 1 РГАДА. Ф. 16. Оп. 1. Д. 729. Ч. I. Л. 31об. 2 Гуревич Л.Я. История русского театрального быта: От серединыXVII до начала XIX века. Изд. 2-е. М., 2012. С. 200. 3 Там же. 4 Воронежский театр // Репертуар русского театра, издаваемый И. Песоцким. На 1840 год. Т. II. Кн. 7. СПб, 1840. С. 1. 5 Воронежский театр. С. 1. 6 Там же. 7 Гуревич Л.Я. История русского театрального быта: От середины XVII до начала XIX века. С. 196-197. 8 РГАДА. Ф. 16. Оп. 1. Д. 729. Ч. I. Л. 31об. 9 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. XXXIIа. СПб, 1901. С. 740. 10 Гуревич Л.Я. История русского театрального быта: От середины XVII до начала XIX века. С. 201-202. 11 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. XXXIIа. С. 740. 12 Там же. 13 Гуревич Л.Я. История русского театрального быта: От середины XVII до начала XIX века. С. 201-202, 207. 14 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. С. 740. 15 Там же. 16 Несколько слов об Одесском театре // Репертуар русского театра, издаваемый И. Песоцким. На 1840 год. Т. II. Кн. 7. СПб, 1840. С. 40. 17 Черничкина В.А. Репертуарная политика провинциальных театров первой половины XIX В. (на примере Владимира) // Материалы XV Межрегиональной краеведческой конференции (16 апреля 2010 г.). Владимир, 2011. С. 305.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=