"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

4 учесть не в статическом, а в динамическом плане». Ученый подвел черту под поисками дать городу однозначное определение и сделал вывод, что это понятие поддается «определению» с трудом. Называя город феноменом, он говорит, что «существенные признаки понятия город не являются прочно установленными». Каждая в отдельности функция города может быть присуща и селу, только совокупность указанных черт делает город городом. Особое значение для определения тематики и осмысления современных историко-краеведческих и регионоведческих исследований на территории Тульской области имеют работы Николая Кирьяковича Пиксанова (1878 – 1969), русского филолога, историка, литературоведа, сотрудника Пушкинского Дома, академика. В 1923 г. в работе «Два века русской литературы» он впервые ввел понятие «культурное гнездо». Обосновал свое положение ученый так: «Та централизация, которая так заметна в политической русской истории, сказалась и на истории русского искусства и русской литературы, больше того, она обнаружилась и в русской исторической мысли. Подчиняясь централистским тенденциям, наша историческая мысль под новой русской культурой и литературой разумеет собственно культуру и литературу столичную, не учитывая, просто забывая, областную … В движениях и поворотах «русской», т.е. общерусской, столичной литературы мы многого не поймем, если не изучим областных культурных гнезд» 1 . Пиксанов сформулировал не только понятие «областных культурных гнезд», попытавшись тем самым выявить особенности культурного развития отдельных областей, но и сравнить их между собой, определить степень влияния «талантливых питомцев областного гнезда на столичную культуру». Эта идея заинтересовала известного историка-античника, краеведа Ивана Михайловича Гревса ( 1860 - 1941), сторонника экскурсионного метода в преподавании истории, автора статей «Прогулки по научно-художественным центрам Италии», «К теории и практике экскурсий, как орудия научного изучения истории в университетах». Ученый отметил важность изучения «культурных гнезд», которые помогут более близкому изучению внутренней жизни не только провинции как таковой, но влияния провинции на столичную жизнь и ее культуру. 2 И. М. Гревс расширил понятие «культурного гнезда» и применил его не только к литературе, но и к образовательной и научной среде, формирующееся и развивающееся на местах: «Внимательное и беспристрастное изучение переданного им ( культурным гнездом – авт. ) наследья даст понять, что многое оценивается неправильно, что в нем живут начала, подготовившие новое, и в следах его хранятся блага, еще не использованные…» 3 . И, конечно, на формулировку названия конференции оказала влияние книга Петра Вайля «Гений места» об известнейших (исторических) городах мира. В предисловии к ней он писал: «Связь человека с местом его обитания – загадочна, но очевидна. Или так: несомненна, но таинственна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой. Для человека нового времени главные точки приложения и проявления культурных сил - города. Их облик определяется гением места, и представление об этом - сугубо субъективно. Субъективность многослойная: скажем, Нью-Йорк Драйзера и Нью-Йорк О.Генри - города хоть и одной эпохи, однако не только разные, но и для каждого – особые ... 1 Пиксанов Н. К. Два века русской литературы. М., 1923. С. 8–10. 2 Гревс И. М. История в краеведении // Краеведение. 1926. № 4. Т. III. С. 502. 3 Там же. С. 502–503.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=