"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
29 регламентированного характера и напоминали беседу, в которой принимало до 10 человек. По словам его младшей дочери, большое количество детей стесняло его, так как «занятия, которые он вёл, требовали интимности» 1 . Необходимо напомнить, что во многом на его педагогическую работу в то время повлияло разработанное им религиозно-этическое учение, включающее признание Бога в самом человеке, всеобщую любовь к людям, смирение, непротивление злу насилием и одновременно отрицание обрядовой, церковной религии, то есть проповедь «очищенного христианства». Во многом духовные воззрения писателя определили содержание и методические приёмы его занятий с учащимися из народа. Результатом этих нравственных бесед стало составление Толстым диалогов «Детская мудрость», которые остались незаконченными, а также создание им Евангелия для детей, вышедшего в печати под названием «Учение Христа, изложенное для детей» (1908). Внимание к вопросам религиозного просвещения в детской среде и особый духовный настрой, в котором находился литератор в те годы, привели его к мысли сочинить несколько молитв для своей внучки Сонечки. 6−7 июня 1909 г. в дневнике Толстого записаны утренняя и вечерняя молитвы. В первой мы читаем: «Верю, что Бог живёт во мне и в каждом человеке, а потому хочу любить и почитать его в себе и в других и для этого не делать ничего противного Ему. Никого не обижать, не бранить, не осуждать, всем уступать, всем делать то, что себе хочешь, всех любить» 2 . В вечерней молитве Толстой писал: «Верю в то, что Бог во мне и во всех людях и потому хочу ничего не делать противного Ему, а вот сделать то-то и то-то. Подумаю, от чего я сказал это и как сделал, чтобы опять не сделать того же?» 3 . Интересны рассуждения писателя, касающиеся христианского образования, записанные им 15 июля 1910 года: «Воспитание зиждется на религиозном обучении, передаче детям в самом доступном, простом виде тех главных пониманий жизни и вытекающего из этого понимания руководства поведения, которые одни и те же выработаны во всём человечестве. И вот вместо этого детям внушают, именно внушают религиозное учение, извращенное, несогласное с другими учениями и такое, в которое сами обучающие ему − не верят» 4 . Решить задачу христианского образования в своей деятельности пытался и В.Д. Поленов. В 1900-е годы Поленов, завершая создание цикла картин «Из жизни Христа», работа над которыми заняла у него почто сорок лет, трудился над рукописью «Иисус из Галилеи». Она представляла собой собрание текстов о Христе, снабженных подробными разъяснениями живописца, делающих информацию, изложенную в них более доступной для широкой читательской аудитории. «В этих примечаниях я старался пояснить то, что мне кажется неясным, стараюсь собрать исторические данные как о действующих лицах, так и о книгах, содержащих эти повествования; читая современные исследования об евангелиях, я делаю выписки и заметки; все это вместе составляет дополнительное приложение к евангельскому своду, а мои картины служат главным образом изображениям природы и обстановки, в которой совершались евангельские события» 5 , − рассказывал Поленов Толстому в письме в июне 1909 года. Предполагалось, что рукопись христианской книги будет 1 Толстая А. Л. Дочь. М., 2000. С. 136. 2 Толстой Л. Н. Указ.соч. Т. 57. М., 1952. С. 79. 3 Там же. 4 Толстой Л. Н. Указ. соч. Т. 58. М., 1934. С. 65. 5 Сахарова Е. В. Василий Дмитриевич Поленов и Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников. М., 1964. С. 667.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=