"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
28 выделил какое-то одно. «В общем» «хороши». И «Тайная вечеря» и «Распятие» хорошо» 1 , − резюмировал он. 24 мая в разговоре с музыкантом А. Б. Гольденвейзером Толстой, говоря по поводу присланного ему альбома, также заметил: «Поленов − хороший, почтенный тип художника, каких теперь мало – они переводятся» 2 . В письме к художнику 3 июня 1909 года писатель писал: «Очень благодарен Вам, Василий Дмитриевич, за присылку Вашего альбома. По рассказам я имел очень неопределённое понятие о Вашей выставке, но альбом Ваш произвёл на меня сильное впечатление. Воображаю, как подействовала бы на меня выставка, и очень, очень сожалею, что не мог её видеть. Не говоря уже о красоте картин и о том вполне сочувственном мне отношении Вашем к изображаемому предмету, самый этот огромный труд, положенный Вами на это дело, вызывает уважение к художнику. Само собой разумеется, что раскрашивание, хотя Вы его начали, не может передать красот, но благодарю Вас за намерение сделать это для меня» 3 . Говорили Толстые в Ясной Поляне о картинах В. Поленова 12 августа и 2 ноября 1909 года. Беседуя с женой и дочерью А.Л. Толстой о религиозном творчестве художника, Л.Н. Толстой заметил: «Это (жизнь Христа), нам так задушевно близко − этого не трогать» 4 . Особая ценность картин Поленова на евангельские сюжеты для Л.Н. Толстого состояла в их «педагогическом», воспитательном воздействии, оказываемом на подрастающее поколение. «Нельзя в лучшей форме передать детям историю Христа, как по Вашим картинам» 5 , − отмечал Толстой в письме к художнику в июне 1909 года. Напомним, что в 1906−1909 годах писатель вернулся в Ясной Поляне к занятиям с детьми. Анализ заключительного этапа его образовательной деятельности показывает, что принципы, которыми он руководствовался в эти годы, существенно поменялись. Если в 1860-е годы он считал главным развивать только природные способности учащихся, то теперь выступал за духовное совершенствование личности. Основное содержание учебных программ в народных школах, по его мысли, составят дисциплины, связанные с изучением общества, о чём он, в частности, высказался и в своей работе «О свободной школе» (1901). Первостепенную роль Толстой придавал в это время включению в учебный курс религиозно-философских тем, размышлений о смысле человеческой жизни. Только после этого, по его мнению, должны следовать естественные науки, а также искусство и музыка. В статьях «Беседы по нравственным вопросам» (1907), «О воспитании» (1909), «В чем главная задача учителя?», давая рекомендации по вопросам религиозного и нравственного воспитания учащихся, он особенно подчёркивал, что воспитание и образование неразделимы и призывал учителя поставить «религиозное и нравственное учение во главе образования» 6 . Его новые образовательные подходы отразились и в его практических занятиях с детьми в Ясной Поляне, которые состояли в том, что он излагал им евангельские сюжеты или приводил в художественной, доступной для них форме взгляды известных мыслителей на проблемы религии, а затем просил своих учеников пересказывать услышанное. Как правило, они приходили в его дом, где он занимался с ними в «комнате под сводами», или в своём кабинете. Такие уроки не носили строго 1 У Толстого 1904−1910. С. 418. 2 Л.Н. Толстой и художники. С. 170. 3 Толстой Л.Н. Указ. соч. Т. 79, С. 215−216. 4 У Толстого 1904−1910. С. 94. 5 Толстой Л. Н. Указ. соч. Т. 79. С. 215. 6 Толстой Л. Н. О воспитании // Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М., 1953. С. 409 -410.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=