"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

27 июне 1894 года писатель высказался в связи с восторженными откликами близких о картине художника «Христос и грешница». «Да, Поленов красив, но бессодержателен. Правая сторона этой картины написана очень хорошо − сама грешница, евреи; левая никуда не годна, лица банальные, Христос у него − какой-то полотёр, а апостолы плохи; сзади − декорация» 1 , − сказал тогда писатель. Восприятие литератором религиозных полотен Поленова менялось. В апреле 1896 г. Толстой посетил 24-ю выставку художников-передвижников, где в числе лучших работ выделил картину В.Д. Поленова «Среди учителей». «Видно, что художник много думал над ней», – отметил Л.Н. Толстой после вернисажа. На замечание, находящегося рядом с ним в тот момент Лазурского, о том что «в искусстве обязательно должна быть красота», Толстой заметил, что «красотой одной вопрос не исчерпывается», но красота в искусстве должна быть для того, чтобы заставить обратить на себя внимание, притянуть и заставить вникнуть в смысл произведения». И, по словам Л.Н. Толстого, «Поленов обладает этим умением и привлекает к себе внимание» 2 . Общность точек зрения Толстого и Поленова в изображении христианской истории проявилась особенно сильно в последние годы жизни писателя. Положительную оценку он дал циклу картин В. Д. Поленова «Из жизни Христа», над которой тот работал с 1896 по 1909 гг. Первоначально 58 библейских картин в феврале – марте 1909 гг. были выставлены в Петербурге. В Москве выставка живописца открылась в том же году 15 апреля и продолжалась до июня, после чего вместе с передвижной выставкой русских художников она работала в Орле, Харькове, Киеве, Екатеринославле, и Казани. В апреле 1910 г. поленовские картины выставлялись Педагогическим обществом в Твери, а летом их представили в Праге. В 1909 г. писателя неоднократно приглашали посетить выставку Поленова. Однако визит Л. Н. Толстого на неё не состоялся. Из семьи христианские картины художника увидели жена Толстого и его старший сын С.Л. Толстой. Их просмотр вызвал горячее обсуждение в Ясной Поляне. 18 марта 1909 года, во время семейных дискуссий, Толстой сказал: «Мне не интересна История личности Христа. Я помню, что они (картины Поленова) не произвели впечатления на меня» 3 . 2 мая 1909 г. в Ясной Поляне за обедом вновь речь шла о выставке Поленова. В.А. Молочников (единомышленник писателя) в разговоре с Л.Н. Толстым привел высказывание С.А. Толстой в пользу работ Поленова, сказав о том, что ей «картины Христа, лучше нравятся, чем Ге, и она ставит Поленова выше Ге» 4 . На это Толстой заметил: «У Ге совсем другая задача − показать страдание. Ге старался выразить те чувства, которые перечувствовал Христос. А у Поленова дана внешняя обстановка» 5 . Художник, желая познакомить Толстого со своей выставкой, отправил ему альбом с репродукциями картин, представленными на ней. Пытаясь создать более точное представление о красках в своих работах, некоторые иллюстрации Поленов раскрасил. Получив 23 мая 1909 года альбом живописца частично им раскрашенный, писатель сожалел о том, что он не смог побывать на выставке и сам увидеть картины. На следующий день Толстой, давая оценку изображениям Христа Поленова, не 1 Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. В 2-х т. Т. 2. М., 1960. С. 53–54. 2 Там же. С. 84. 3 У Толстого 1904−1910. Яснополянские записки Д. П. Маковицкого в 4-х кн. Кн. 3. М., 1979. С. 360. 4 Там же. С. 397. 5 Там же. С. 398.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=