"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
26 Позиция Толстого в отношении образа Иисуса, созданного Поленовым, формировалась под влиянием культурно-исторических и художественных традиций, действовавших в живописном искусстве в конце XIX в., связанных с изображением библейских тем. Отражением точки зрения Толстого по этому вопросу можно назвать его письмо к П.М. Третьякову, написанному им в июне 1890 года. В нем он проанализировал подходы русских и зарубежных художников в представлении Христа и евангельской истории. Особенно выделив картину Н. Н. Ге «Что есть истина?» («Понтий и Христос»), Толстой, в частности, отметил, что «она составит эпоху в истории христианского искусства». По его словам, «католическое искусство до недавнего времени изображало святых, мадонну и Христа, «как бога», придавая акцент внеземному, оторванному от реальности представлению его облика. По мнению Л. Толстого, Ге, напротив, решил изобразить Иисуса, как «историческое лицо», сделав его участником события, показав с исторической достоверностью тот момент из жизни Христа, когда его подвергали всевозможным унижениям (мучили, били, водили из тюрьмы в тюрьму). На полотне Иисус показан стоящим перед губернатором, «добрейшим малым», «которому нет дела ни до Христа, ни до евреев, … ни до истины…». Иисус видит, что перед ним «заблудший человек», но он его не отвергает и раскрывает ему суть своего учения. Запечатлённое Ге равнодушие властного лица к обращению Христа, с точки зрения писателя, показано «верно исторически» и «современно», и поэтому «хватает за сердце» 1 . Л. Н. Толстой ставил Ге в заслугу его умение представить Христа и его учение не только в «словах» (в библейской проповеди), но и в реальной жизни, как выразился писатель, «на деле, в столкновении с учением мира». Момент из обыденной жизни Христа, приобретал у Ге религиозное, «мистическое освещение». Толстой также полагал, что обращение к этой стороне его бытия для «церковников», «историков», и «христиан» позволяет признать главным в заповедях Иисуса его «практическое учение» 2 . Защищая исторический подход в показе божественного образа, Толстой в письме к Третьякову, также привел художественные полотна А.И. Иванова «Явление Христа народу» (1836–1856), И.Н. Крамского «Христос в пустыне» (1872), и работу Н.Н. Ге «Тайная вечеря», которые, по его определению, представляли евангельские сюжеты только как исторические. В число картин, вводящих зрителя в бытийную сферу жизни всевышнего, он отнес работу Н.Н. Ге «Милосердие» (1879−1880), не принятою публикой и впоследствии уничтоженную автором. В особую группу литератор выделил живописные изображения французского художника Ж. Беро, который «опустил» Христа с «пьедестала исторического лица», и для приближения к обыденности ввел его в реальную жизнь, показал Христа в современной обстановке 3 . В особую группу религиозных живописцев Толстой отнес тех, которые заботились только о красоте изображаемого ими предмета. К ним были отнесены французский художник Г. Доре, иллюстрировавший Библию (1864) и В. Поленов, воссоздававший на своих полотнах известные истории из жизни Христа. Отзыв Толстого о религиозных картинах Поленова содержится в воспоминаниях Ф.В. Лазурского, учителя Л.Л. и А.Л. Толстых, отмечавшего, как в 1 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. М.,1954. Т. 65. С. 124. 2 Там же. С. 125. 3 Толстой Л.Н. Указ. соч. Т. 65. С. 124.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=