"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

25 вакуум для завершающего периода существования приходского территориального деления. Конечно, «НОВЫЙ КЕППЕН» не является полным повторением «старого», т.к. объем научных знаний постоянно возрастает. Однако, как нам представляется, получило развитие главное – внимание к приходу как социокультурному центру. Информационное насыщение современного справочника развивалось именно в этом направлении при одновременном усилении отраслевого (клерикального) аспекта:  описательная статья о приходе дополнена сведениями о числе дворов и распределении населения по полу, численности неправославного населения и сектантах, названиями соседних приходов, датой строительства церкви и храмоустроителях, данными об учебных заведениях;  расширен вспомогательный научно-справочный аппарат за счет именных указателей священноцерковнослужителей и церковных старост, указателя бесприходных и домовых церквей, указателя приписных церквей, перечня приходских библиотек с книжным фондом более 100 книг, статистики учебных заведений, частотного словаря топонимов;  уточнены названия населенных пунктов и их перечень за истекший период;  основная часть расширена за счет приходов Калужской губернии, которые в советское время вошли в состав Тульской области. Наращивание информационного наполнения справочника объяснялось также выбором более репрезентативного массового источника – клировых ведомостей, а не производной от них формулярной ведомости. Создание развитой системы приложений стало возможно благодаря применению компьютерных технологий – весь справочник создан как отчет базы данных «Клировые ведомости». «НОВЫЙ КЕППЕН» будет полезен различным категориям пользователей – от ученых до школьников, особенно для исследователей, работающих в читальном зале ГАТО. Но каждый, кто возьмет в руки справочник, обязательно будет вспоминать имя Петра Ивановича, надеемся – с благодарностью. Е. П. Гриценко старший научный сотрудник Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л. Н. Толстого “Ясная Поляна”» Л. Н. ТОЛСТОЙ И В. Д. ПОЛЕНОВ. ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ ХРИСТИАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Знакомство выдающегося художника и писателя состоялось в 1887 г. в доме российского мецената С.И. Мамонтова, куда Л. Н. Толстой приходил для того, чтобы посмотреть картину В.Д. Поленова «Христос и грешница». Об этом эпизоде в жизни писателя рассказывалось русским литератором А. Н. Мошиным в его книге «Новое о великих писателях», в эссе «Толстой у Поленова» 1 . Образ Христа-человека, представленный на картине, заинтересовал Толстого. Однако в целом оценка, данная им этой работе Поленова, была неоднозначной. К примеру, литератор сказал, что живописец, изобразивший Христа, его «не любит» 2 . 1 Мошин А.Н. Новое о великих писателях. СПб, 1908. 2 Там же. С. 91.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=