"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
21 Урок четвертый. Поленов был абсолютно русским художником и русским человеком. Он много путешествовал и в каждой стране находил что-то особенное, что поражало его как художника, композитора, театрального деятеля и просто человека. Будучи человеком высочайшей культуры, воспринятой им от Академии Художеств и Петербургского университета, но главным образом от семьи. Поленов одинаково комфортно себя чувствовал как в любой Европейской стране, так и на Востоке: Сирии, Палестине, Египте, Иордании. Он как губка впитывал в себя все впечатления и это свойство русского человека. Художник очень любил Германию, особенно маленькие немецкие городки с их фахверковыми домами, со звуками механических музыкальных инструментов, следованием традициям и стремлением к порядку. И всё самое лучшее из этих впечатлений он воплотил в своей усадьбе. В Поленове мы встретим и финский модерн, и французскую классику и немецкий фахверк, и элементы русского деревянного и каменного зодчества. Всё, казалось бы, разностильно, но всё сделано с большим вкусом масштабно человеку , и каждый, даже самый маленький объект, интересен сам по себе. Поленов не был подвержен моде. Он был подвержен только одному влиянию – влиянию здравого смысла, безупречного вкуса и соразмерности. Урок пятый. Построив усадьбу, Поленов выстроил две школы, справедливо полагая, что будущее твоего поколения – это дети, и если ты хочешь видеть будущее совершенным, ты должен учить детей и воспитывать их в том русле, в котором ты хочешь жить сам. Поленов нанимает учителей для сельских ребят, а своих дочерей заставляет работать в школах, обучая девочек рукомеслию. То, что в Европе называется сейчас очень модным течением art and craft, для Поленова было смыслом жизни. Искусство и ремесло – вот основа основ в воспитании детей. Искусство развивает образное мышление; ремесло - дает человеку навык в творческой работе. Это традиция обучения ремеслу пришла к Поленовым ещё в 70-е годы, когда в Абрамцевском кружке, в доме С.И. Мамонтова художники занимались ремеслами сами и обучали детей. Так называемая Абрамцевская мастерская 70-х годов XIX столетия существует и поныне в статусе Хотьковского художественного училища. Основателями училища до сих пор считают В.Д. Поленова, его сестру Е.Д. Поленову и В.М. Васнецова. Поистине «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся». Урок шестой. Опять хочется начать стихами: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться». Поленов был экстравертом, т.е. человеком, который щедро делился своими знаниями, умениями, талантом и энергией со своими учениками. Среди учеников были те, кто прославил русское искусство – это и Коровин, и Левитан, и Серов, и Борисов-Мусатов, и Архипов, и Иванов и многие другие. Некоторые из учеников сами стали учителями, и появилась новая плеяда, уже переходящая в XX век. Продолжение традиций – это то, за что ратовал Поленов и что в его усадьбе соблюдается неукоснительно. В любое время года, в любое время суток работают в Поленове художники - это и есть продолжение традиций и дань памяти великому мастеру, который создал одно из лучших мест в средней Росси и и один из уникальных музеев в русской культуре. Только не надо думать, что традиции это нечто застывшее, ставящее новое поколение в жёсткие запреты, кодированные временем рамки. Продолжение традиций - это развивающийся и очень плодотворный процесс. Он сложен, ибо предполагает не только знания прошлого, но и умение аналитически мыслить, отрекаясь от ошибок и на основе хорошего создавать лучшее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=