"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
206 существовали отдельными кастами, имевшими разные названия. Таковыми были астрологи, авгуры, прогностики, мистагоги, сортилеги, гаруспики, пифониссы. Астрологи, облекаемые названиями халдеев, математиков, волхвов, почитаются старейшинами в образовании чернокнижия. Наблюдая течение планет и созвездий, они предсказывали разные события в государствах и домашнем быту. Эфемериды – творение астрологов – вмещали в себе описания известных перемен в небесных светилах. Незадолго было поверье, что Зороастр Персидский первый начертал чернокнижие; но теперь оно, с открытием санскритских писем, уничтожается. Авгуры предсказывали будущее из явлений молнии и грома, из крика и полёта птиц, из клевания курами зёрен. Крики ворона, вороны, совы, петуха были предвестниками бедствий; полёт орла и коршуна решал походы; клевание зёрен курами управляло военными успехами. Большое количество прогностиков было в Греции, особенно в Элиде. Эпименид Критский, Аварис Скифский, Эмпедокл Агригентский там были лучшими прогностиками. Эти люди извлекали гадания из обыкновенных явлений природы. Счастье или несчастье семейной жизни объяснялось снами, звоном в ушах, судорожным движением ресниц. Молитвы и очищения прогностиков содержались в книгах Орфея и Музея. Мистагоги изъясняли афинянам таинственные учения в святилище Цереры, при явлении страшных призраков. Сортилеги – люди, гадавшие о событиях по жребиям, составляли особенную касту жрецов в Риме. Гадания сортилегов совершались в урнах. Так, они наполняли урну водою, клали в неё дощечки, исписанные знаками, и потом, вынимая их, изъясняли значение. Иногда заставляли вынимать лоскутки бумаг, исписанные отборными стихами. Гаруспики, гадавшие по жертвам, основывали свои предсказания на внутренностях животных, особенно печени, отгадывали по пламени и дыму. Пифониссы – фессалийские волшебницы, образуя из себя особенную касту в Фессалии, производили бурю, привлекали луну на землю, останавливали солнце, оживляли умерших и низводили живых в гроб. Всему этому верили во всей Греции. Чернокнижия древнего мира сохранялись в письменных памятниках. Народ, благоговея к ним, не имел права читать ни одного тайного сказания. Это право было предоставлено только жрецам и избранным людям. Русское чернокнижие можно разделить на четыре сказания, совершенно разнообразные по излагаемым в них предметам. В первом сказании помещается кудесничество, во втором описывается чародейство, в третьем предлагается знахарство, в четвёртом представлена ворожба. Русское кудесничество мы понимаем так, как оно обращается в устах народных, без перемены понятий и слов. Соблюдая это, мы сохраним, так сказать, словесность простолюдинов, неизменный глагол многих веков, глас людей отдалённых. Если, с одной стороны, все кудеснические заговоры есть совершенный вздор, созданный для обольщения народа, то, с другой стороны, мы замечаем в них дух поэзии, жившей в песнях и сказках, услаждавших некогда наших предков в дни скорбные. Здесь сохранилась наша родная русская поэзия; здесь читаем жизнь наших предков. Все заговоры в «Сказаниях русского народа» подслушаны И.П. Сахаровым в семейных разговорах поселян Тульской губернии, выписаны из тетрадки, написанной польскими буквами и принадлежавшей некогда венёвскому деду. Некоторые заговоры получены от саратовского помещика, собиравшего их из рассказов волжских рыбаков; другие – присланы И.П.Сахарову из Тихвина. Русское чародейство описывает чары, совершаемые в селениях. Прилагая, по возможности, объяснения этим затейливым вымыслам, И.П. Сахаров был уверен, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=