"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
204 ворожеями, знахарями, доками. Но все эти люди известны были под общим именем чернокнижников. Говоря о чернокнижниках, наши поселяне уверяют, что они учатся лихому делу от чертей и всю свою жизнь состоят в их зависимости. Заключая с духом условие на жизнь и душу, они получают от них Чёрную книгу, исписанную заговорами, чарами и обаяниями. Всякий чернокнижник, умирая, обязан передать эту книгу или родственникам, или друзьям. Во многих селениях есть поверья, которые не оспариваются людьми. В них рассказывается, как умершие чернокнижники, одетые в белые саваны, приходят в полночь в дома своих родственников. Это бывает только с теми, которые забывают передавать при смерти Чёрную книгу. Кроме того, старики рассказывают, что полночные посетители шарят по всем местам, садятся за стол и съедают всё им предлагаемое. Другие же, напротив, уверяют, будто они, приходя к дому, стучат в двери и окна, истребляют всякий домашний скот и, при пении последних петухов, исчезают. Родственники, выведенные из терпения, выкапывают чернокнижников, кладут их в г роб ничком, подрезывают пятки, засыпают землёю, где в это время дока шепчет заговоры, а родственники вбивают осиновый кол между плечами. Старики рассказывают, что когда -то один удалой молодец вздумал почитать оставшуюся книгу после чародея. Во время чтения к нему явились черти с требованием работы. Сначала он им предлагал работы лёгкие, потом трудные; но черти так и продолжали являться за новыми требованиями. Истомлённый выдумками для отыскания работ, он не находил уже более для них занятия. Неотвязчивые черти задушили удалого молодца. С тех пор, говорят, никто не смеет приближаться к Чёрной книге. По поверьям народа, одни только колдуны знают, чем можно занять чертей. Они посылают их вить верёвки из воды и песка, перегонять тучи из одной земли в другую, срывать горы, засыпать моря и дразнить слонов, поддерживающих землю. Народ никогда не любил чернокнижников, считая их врагами семейной жизни. Чародей бывает ли на свадьбе – он портит или жениха, или невесту, или гостей. Видит ли кудесник дружную жизнь в семействе – он портит мужа с женою, отца с сыном, мать с дочерью. Поссорится ли знахарь с поселянкою – он присаживает ей на нос килу. Обойдут ли колдуна приглашением на свадьбу – он бросает порчу на дорогу, где проезжает поезд, и тогда свадьба сбивается с толку. Испортит ли ведун женщину – она лает собакою, мяучит кошкою, и, когда положат на неё запертый замок, она выкликает своих недоброжелателей. Старушки говорят, что порчи, произведённые чернокнижниками, бывают временные и вечные. Молва народная гласит, что чародеи могут испортить человека за тысячу и более вёрст. Чернокнижник, несмотря на свою злость к людям, никогда и никого сам собою не портит. Всё это делается по просьбе людей враждующих, по неотвязчивости молодёжи, которая желает навести сухоту на красу девичью и на молодечество. Любовь, выражаемая в сёлах сухотой, слывёт напущением. В этом случае простолюдин, заметивши красоту девичью с сухотою, говорит: «Это неспроста – здесь замешалась чертовщина». Кроме этого, чернокнижникам приписывают обморочанье, узорочанье, обаяние. «Обморочить» – слово, которое столь часто повторяется в русских избах, выражает собой полное могущество чернокнижника. Ясно простодушие поселянина: обморочанье есть обман. Узорочанье – это снадобье, приготовляемое для порчи чародеями, слова, выговариваемые кудесниками. Наши поселяне так верят в узорочанье, что никакими доказательствами невозможно их переубедить. Дадут ли старухе снадобья от лихорадки – она думает, что узорочанье
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=