"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

199 Е. А. Протасовой по отцу. Жуковский фактически взял на себя воспитание своих осиротевших племянников и племянниц. Это во многом определило судьбу Петра Киреевского. Василий Андреевич Жуковский разработал для детей программу домашнего образования. В 1817 г. мать Петра Васильевича Киреевского вторично выходит замуж за А.А. Елагина, близкого к декабристским кругам. В 1820 г. семья переехала в Москву. Дом Елагиных у Красных ворот стал одним из литературных центров Москвы. В 1823 г. Петр Васильевич Киреевский познакомился с жившим в то время в Москве польским славяноведом З. Доленга-Ходаковским, помогал ему в работе над систематизацией коллекции фольклора и исторических древностей, собранной на русском Севере. В 1828 г. братья одновременно дебютируют в журнале «архивных юношей» «Московский вестник». Получили свое образование братья Киреевские в Германии, которое считалось самым лучшим по тем временам. Петр Васильевич Киреевский с ранних лет глубоко чтил и любил древнюю Русь, крепко верил, что в ней, в ее жизни заключаются те коренные начала, которые одни могут служить залогом славной будущности России; изучение этих начал в прошлом и в живой старине современного народного быта постоянно привлекало его больше всего другого, ему он с любовью и решился посвятить свою жизнь. В 1845 г. Петр Васильевич Киреевский напечатал в 3-й книжке журнала «Москвитянин», статью «О древней русской истории». Учено-литературная деятельность составляла не главное дело для Петра Васильевича Киреевского. Делом его жизни было выяснение основ русской народной самобытности практическим путем непосредственного общения с народом и изучения живых в нем памятников народной старины. По свидетельству Кавелина, близко знавшего всю семью Киреевских, Петр Киреевский «с палкою в руке и котомкой на плечах отправился странствовать пешком по нашим селам и деревням, вдали от больших дорог, туда, где следы старины сохранились живей и ярче, неутомимо собирая народные песни, пословицы, сказанья, изучая народный быт и нравы, стараясь разглядеть и понять обломки давно прошедшей народной русской жизни». Свой подвиг собирания русских народных песен он начал вскоре же по возвращении из-за границы, летом 1830 г., и продолжал его затем неустанно до самой кончины. В 1831 г. при содействии Василия Андреевича Жуковского Петр Васильевич Киреевский поступает в Московский архив и занимается исключительно подготовкой к изданию своего собрания песен. Петр Васильевич Киреевский и Николай Михайлович Языков поставили перед собой задачу - создать национальный фонд фольклора, как золотое зеркало всего русского. С 1831 г. собирательская деятельность Киреевского стала фактом национальной культуры. Отныне он - центр и глава целого движения, у него, вслед за братьями Языковыми, появляются корреспонденты и помощники почти во всех губерниях России. Сама идея Собрания Русских Песен, как единого песенного свода, принадлежала не Петру Васильевичу Киреевскому, а Александру Сергеевичу Пушкину. В предисловии к изданию «Русских Народных Стихов» 1847 г. Киреевский приводит полный список своих вкладчиков, дающий представление о масштабах и значении издания. Это подвиг целого поколения подвижников народной культуры пушкинской поры. В 1837 г. Киреевский поселяется в деревне Киреевская Слободка (под Орлом) и проводит все последующие годы жизни, посвященные сбору и систематизации фольклора – богатства русского народа.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=