"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

180 «замечательного по своей энергии» человека, было изучение «русской старины» и просвещения русского народа. Александр Иванович Успенский родился 8 марта 1873 года в селе Венев Монастырь Тульской губернии в семье приходского священника. Он приходился племянником писателям Глебу Ивановичу и Николаю Васильевичу Успенским. А.И. Успенский был энергичным и деятельным человеком, что проявилось уже в студенческие годы (1894-1899), когда он параллельно учился в Санкт- Петербургской духовной Академии и в Санкт-Петербургском археологическом институте. После окончания учебы он был приглашен на должность архивариуса в Московское отделение Общего архива Министерства Императорского Двора (МООАМИД), где проработал большую часть своей жизни. В Москве начался бурный расцвет его творческой и общественной деятельности. Круг документов, с которыми пришлось работать молодому исследователю, определил его научные интересы. Богатейший исторический материал по истории Московского Кремля позволил ему в первый же год работы затеять большой проект по изданию серии книг посвященных этому ансамблю. 3 июня 1900 г. он с энтузиазмом писал Заведующему Общим Архивом Министерства Императорского Двора А.В. Половцову: «Эти материалы представляют истинный клад для науки, так как имеющий громадное историческое значение Московский Кремль до сих пор ждет своей подробной истории». Успенский планировал издать несколько выпусков, каждый из которых был бы посвящен одному из кремлевских памятников: Успенскому собору, Благовещенскому собору, Колокольне Ивана Великого, Большому Кремлевскому дворцу, Вознесенскому монастырю, и просил ходатайства Заведующего Общим Архивом о напечатании этих книг за счет Министерства. С Половцовым он делился своими замыслами по изданию статей о церковном искусстве XVII в., быту русских царей того времени, считая, что «предлагаемые издания должны рассчитывать на обширное сравнительно распространение. Выручка от продажи их в значительной степени может окупить расходы по напечатанию вышеупомянутых работ. Архив же, при обмене своими изданиями с другими учреждениями, обогатился бы множеством ценных книг по археологии, истории и архивоведению». В докладной записке Половцову от 10 июня 1900 г. Успенский пишет, что «наиболее выгодным для Министерства Императорского двора изданием могло бы быть фототипическое издание «Автографы царских иконописцев XVII в.», состоящее из моей статьи об этих последних и снимков с их подлинных подписей. Это издание даст возможность каждому ученому, любителю и коллекционеру проверить подлинность находящейся на иконах подписи и убедиться в существовании того или иного иконописца». Однако многочисленные идеи молодого ученого натолкнулись на действительность, связанную с необходимостью финансирования предполагаемых книг. Так, в 1905 г. он безрезультатно пытался «приютить» при Императорской Академии художеств свои «детища … извлеченные из Общего Архива Министерства Императорского двора»: «Царские иконописцы XVII в.» и «Материалы по истории искусства в России в XVIII веке», прося помощи в их издании. И все же, благодаря его энергии, увлеченности и настойчивости, практически все исследования, хотя и не сразу, были опубликованы. Большую часть своих трудов ученый посвятил истории придворных иконописцев и живописцев XVII столетия. Главный труд Успенского - «Царские иконописцы и живописцы XVII в.». Эта сложная по составу и многоаспектная по характеру исследования работа содержит в себе историю создания

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=