"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

167 антропологию. «Если педагогика хочет воспитывать челов. во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», 1 - цитата из фундаментальной работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» известной сегодня каждому студенту педагогического вуза. Во второй половине ХХ - начале XXI вв. педагогическое образование в нашей стране приблизилось к другой крайности, оно стало «слишком теоретическим». Но знание теории психологии, педагогики, без овладения практической педагогической деятельностью, не гарантирует в будущем хорошего учителя. Определенный перекос в сторону теории в педагогическом образовании отмечается и в научных публикациях, об этом скажет любой руководитель образовательного учреждения, принимающий на работу выпускников педвуза. «…Отсутствие достаточного количества часов на практику и стажировку, отсутствие деятельностного подхода в подготовке студентов, отсутствие связи между изучением учебных дисциплин и потребностями реальной школы…» 2 , - читаем мы характеристику современных проблем педагогического образования в России в проекте Концепции поддержки развития педагогического образования. Итак, нам снова нужно искать баланс между теорией и практикой в подготовке будущих учителей. Отечественная педагогическая традиция не раз обращалась к проблеме учителя. Личные качества воспитателя, подготовка учителя нашли отражение в работах мыслителей и педагогов разных времен. Константин Дмитриевич Ушинский во многих своих работах касался вопросов самосовершенствования учителя. Но не будем утверждать, что он первый об этом задумался, отношение к учителю, как служителю, было уже подготовлено всей предшествующей историей отечественной школы. Личность самого воспитателя, по мнению Ушинского, играет исключительную роль в обучении и в воспитании, потому что воспитательная сила изливается только из живительного источника - человеческой личности . Статья К.Д. Ушинского « О пользе педагогической литературы» полностью посвящена проблемам профессионального развития учителя. Педагог много рассуждает об учительском долге, любви к ученикам, и красной нитью проходит мысль о влиянии личности самого учителя на воспитанников и процесс обучения и воспитания в целом: «Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы». 3 В качестве обобщения многочисленных рассуждений К.Д. Ушинского по данной проблеме приведем цитату из его работы «Три элемента школы»: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, так как воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности воспитателя в деле воспитания. Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». 4 Последующие педагоги бесконечное число раз цитировали и пересказывали воззрения К.Д. Ушинского, и, несомненно, переняли у него этот взгляд 1 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собрание сочинений в 11 т. М., 1967. Т.3. С.161. 2 Проект Концепции поддержки развития педагогического образования. URL: http://минобрнауки.рф/пресс- центр/3875 (дата обращения 18.03.2014). 3 Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. Т.4. С.101. 4 Ушинский К.Д. Три элемента школы. Т.4. С.157.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=