"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
166 К.Д. Ушинский считал воспитание твердых навыков и привычек. Привычка дает человеку возможность плодовитее употреблять свою драгоценную силу – силу сознательной воли, возводить нравственное здание своей жизни все выше и выше. Таким образом, выстраивается логика воспитательного процесса, которой придерживается современная теория воспитания, от пробуждения и развития интересов, убеждений и чувств учащихся к формированию поведения, включая навыки и привычки. Важную роль К.Д. Ушинский придавал воспитанию патриотического чувства. Педагог считал, что человек достигает своего морального совершенствования лишь тогда, когда его воспитание будет связано с жизненными интересами народа. Патриот, по мнению Ушинского, это человек – объединяющий личные интересы и интересы общества и народа в единое целое. Анализ педагогических работ К.Д. Ушинского показал, что его разработки представляют собой стройную воспитательную систему, включающую в себя факторы развития личности, цели и задачи воспитания, формы и методы их решения. Почти все современные педагогические исследования, посвященные проблемам воспитания, непременно обращаются к наследию Ушинского. Все элементы его педагогической системы нашли широкое применение в воспитательной работе в современных школах. Особая роль воспитания отражена также и в основных нормативных документах в области образования, прежде всего в законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012). Профессиональный стандарт педагога (2013) 1 характеризует воспитательную деятельность в качестве одной из основных трудовых функций педагога. Однако в профессиональной подготовке будущих педагогов (в том числе и будущих учителей истории) обучению методике воспитательной работы не отведено специального внимания, что, на наш взгляд является упущением. Воспитательную деятельность будущие педагоги осваивают в контексте обучающей деятельности. Обучение истории немыслимо без воспитательной составляющей. По результатам производственных педагогических практик студентов факультета истории и права методисты неоднократно отмечали в качестве одного из недостатков неумение будущих учителей истории вычленять воспитательную задачу урока. На сегодняшний день воспитание как целенаправленная педагогическая деятельность востребована обществом не меньше, чем в середине XIX в. Отметим, что задача подготовки будущего учителя истории не только как преподавателя-предметника, но и как воспитателя остается на сегодняшний день одной из приоритетных. В педагогической системе К.Д. Ушинского вопрос о соотношении теории и практики воспитания стал одним из центральных. В XIX веке педагогической теории в России уделялось мало внимания. Педагог много рассуждает об этом на страницах своих произведений. В статье «О пользе педагогической литературы» учёный указал на органическое единство и неразрывную связь педагогической теории и практики, каждая из которых в отдельности существовать и развиваться не может. Ушинскому не раз приходилось доказывать необходимость воспитателю использовать не только свой личный опыт, но и опираться на обобщенный опыт всех предшествующих поколений, знать не только «свою методу», но и психологию, 1 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html. (дата обращения 16.03.2014).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=