"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
165 В подобных воззрениях К.Д. Ушинский был не уникален. В 60-е гг. XIX в. другой педагог и методист М.М. Стасюлевич пытался внедрить в образовательную практику «реальный метод» изучения истории, который как раз и заключался в работе учащихся с документами, помещенными в специальные хрестоматии. Еще одним из принципов в системе педагогических воззрений К.Д. Ушинского является признание ведущей роли воспитания в становлении молодого поколения. В своих работах Ушинский постоянно возвращается к этому вопросу. Он отмечает, что развитие личности находится под влиянием определенных факторов, главными из которых являются социально – экономическая и общественная среда, а также воспитание. Развитие личности под влиянием исторических и общественных условий связано с социально-экономической жизнью страны. Это влияние К.Д. Ушинский назвал «непреднамеренным воспитанием». Человек воспитывается среди других людей, в обществе и для общества. Огромное воспитывающее значение здесь имеют все те же родной язык, религия, история народа и окружающая природа, о которых мы уже говорили. Влияние исторических и общественных условий ограничивает действие воспитания – второго фактора, влияющего на развитие личности. Более точно К.Д. Ушинский называет его «школьным воспитанием», это процесс уже не стихийный, а целенаправленный, зависящий в основном от воспитателей и учителей. По мнению К.Д. Ушинского, воспитание призвано обеспечить всестороннее развитие личности. Он был убежден, что оно гораздо важнее преподавания отдельных предметов, т.к. без целенаправленного воздействия воспитателей, без их пристального внимания «мальчики дичают». Ушинский в своих педагогических трудах сформулировал ведущие направления воспитания: трудовое, эстетическое, нравственное, умственное, патриотическое. Основные идеи трудового воспитания К. Д. Ушинский изложил в работе «Труд в его психическом и воспитательном значении». По мнению педагога, труд обладает внутренней духовной силой, которая служит источником нравственности и счастья. Велико влияние труда на психологический склад и всю жизнедеятельность челов., на выработку лучших нравственных качеств и формирование характера ребенка. Однако воспитательное значение имеет только труд свободный, приносящий человеку удовлетворение, а обществу – пользу. Кроме того К.Д. Ушинский отмечал пользу не только умственного труда, но и физического для воспитания здоровых, физически развитых школьников. Особое значение в формировании личности учащихся К.Д. Ушинский придает развитию в них художественно-эстетических чувств. Ведь без этих чувств человек не может оценить всю полноту и красочность жизни. Учение К.Д. Ушинского о нравственном воспитании исследователи его наследия считают новой страницей русской педагогики. На первое место в процессе нравственного воспитания Ушинский выдвинул задачу формирования сознания, т.е. определенных идей, интересов, убеждений. Человек должен овладеть системой научных нравственных убеждений, которые не могут складываться стихийно, только на основе личного опыта. Нравственное воспитание заключается в пробуждении и развитии нравственных чувств. Убежденность всегда имеет эмоциональную окраску. Моральные или нравственные чувства – это переживание человеком своего отношения к действительности, к людям, к собственному поведению. Ведь наши поступки, говорил К.Д. Ушинский, выходят из наших желаний, а желания из чувствований, которые мы испытываем при удовлетворении или неудовлетворении наших стремлений. Важнейшей стороной формирования нравственного поведения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=