"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

164 и исторические сочинения, посвященные проблемам истории нашего Отечества. В его педагогических трудах мы не раз встречаем примеры из истории. Изучению родной истории, также как и родного языка уделено немало внимания в его работах. Итак, обратимся к ключевым принципам педагогической системы «первого профессионального педагога России». Одной из основополагающих идей в педагогической теории К.Д. Ушинского стала идея «народности воспитания» – признание творческой силы народа в процессе воспитания как общественного явления. Ребенок, по мнению педагога, начинает усваивать элементы народной культуры уже в раннем детстве, и прежде всего, через родной язык, общение с людьми и природой. Следовательно, и в систематическом процессе обучения и воспитания юношества родному языку и отечественной истории должно отводится центральное место, по мнению Ушинского. В XIX веке в гимназиях штудировали преимущественно классические языки. В своей полемике с Н.И. Пироговым К.Д. Ушинский резко критикует подобное положение вещей и объясняет свое понимание гуманизма: «В необходимости гуманности в образовании никто не может сомневаться, но в гуманности так называемых humaniora сомневаются многие». 1 Ушинский приводит множество аргументов в подтверждение того, что не только изучение классических языков развивает «дух человеческий», а для достижения этой цели есть более прямой путь – «изучением религии, языка родного, географией, историей, изучением природы и новыми литературами» 2 . Исторические знания способствуют, как отмечает педагог, правильному суждению о прошлом и настоящем родного народа, осмыслению народных идеалов, служат верному пониманию места и роли Отечества в истории человечества, они учат юношей солидарности, взаимопомощи, уважению к памяти предков. На сегодняшний день в преподавании школьных курсов истории приоритет отдан изучению истории России, так что, можно говорить об актуальности этой идеи Ушинского. К изучению Античности у Ушинского было неоднозначное отношение. С одной стороны он справедливо отмечает, что «…объем познаний современного мира <…> никак не втиснуть в опустошенные сокровищницы Греции и Рима» 3 . К.Д. Ушинский настаивает, что воззрения античных авторов, даже таких великих как Сократ, Аристотель, Тацит, на рабов, на женщин, другие народности «противны современности», постыдны. Они не могут служить примером для юношей. Педагог писал эти слова 150 лет назад, а что говорить о человеке XXI в.? Тем не менее, Ушинский не отвергает полностью необходимости изучения «классической истории». Он даже вносит определенные предложения в методику обучения истории: «Не лучше ли бы было, если бы при изучении древней истории ученики наших гимназий <…> читали с учителем классических писателей, хотя и в переводах; не лучше ли бы было для этой цели составить особенную классическую хрестоматию...» 4 . Как же созвучны эти слова К.Д. Ушинского с современными рекомендациями изучать историю с опорой на источники; отрывками из документов, помещенных в школьные учебники, не просто иллюстрировать и подтверждать основной текст параграфа, а учить школьников извлекать из них новые знания. 1 Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова // К.Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения. Т.1-2 / Под ред. А.И. Пискунова. М., 1974. Т.1. С.178. 2 Там же. С. 179. 3 Там же. 4 Там же. С. 188.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=