"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
163 Изучая историко-педагогические сочинения, посвященные учительству того времени, можно совершенно ясно проследить две тенденции. С одной стороны это сильное влияние немецкой педагогической школы. Под её непосредственным влиянием выстраивались в России требования к организации процесса обучения, к методике обучения и воспитания, а также требования к профессиональным умениям учителя. С другой стороны, в педагогической и методической литературе уже во второй половине XIX в., а еще больше в начале XX в. четко прослеживается и другая тенденция, опирающаяся на традиции отечественной педагогики. В этот непростой для страны период жил и работал К.Д. Ушинский. Изучив западноевропейские системы образования, он много размышлял о проблемах гуманитаризации отечественной школы, о специфике подготовки и совершенствования учителей, полемизировал с другими педагогами и общественными деятелями. В ХХ веке его педагогические воззрения стали одним из оснований системы профессионального образования учителей. Педагогические сочинения К.Д. Ушинского процитировали бесчисленное количество раз. Многие цитаты стали афоризмами и «крылатыми выражениями». Конечно, не стоит слепо заимствовать и внедрять решения, сложившиеся полторы сотни лет назад. Но отметим, что за это время гораздо больше изменились политические и социально-экономические условия, бесспорен технический прогресс, а механизмы мышления человека, стадии развития и становления личности ребенка практически остались теми же. Попробуем разобраться, какие из принципов педагогической системы Ушинского на сегодняшний день по-прежнему актуальны, какие из его идей уже устарели (если такие есть), а какие из его убеждений остаются для нас все еще перспективными. Константина Дмитриевича Ушинского называют первым профессиональным педагогом в России. Он основательно исследовал опыт европейских школ и реалии российской образовательной системы, заложил основы отечественной дидактики, теории воспитания, школоведения. К.Д. Ушинский оставил немало трудов, в которых раскрываются его взгляды и позиции, поднимающие педагогическую науку на совершенно новую ступень. Исследование работ, составляющих педагогическое наследие Ушинского, основными из которых являются «Три элемента школы» (1857), «О пользе педагогической литературы» (1857), «О народности в общественном воспитании» (1857), «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860), «Проект учительской семинарии» (1861), «Педагогические сочинения Н.И. Пирогова» (1862), «Родное слово» (1864-1870), «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (I ч. – 1867, II ч. – 1869), позволило нам сделать некоторые обобщения относительно актуальности принципов и постулатов его педагогической системы в современной подготовке будущих учителей. Профессиональное педагогическое образование для учителей любых предметов строится примерно однотипно. Оно включает в себя теоретическое изучение предметов общекультурной направленности, психолого-педагогического блока, дисциплин специальной подготовки, а также учебные практики по специальности и производственную практику в образовательных учреждениях. Педагогическая подготовка будущего учителя истории выбрана нами в качестве примера не только из-за собственной профессиональной деятельности. Как отмечают биографы, история была одним из любимых предметов Константина Дмитриевича Ушинского в гимназии. В период его обучения в гимназиях отдавался приоритет изучению всемирной истории. Но уже в годы своего учения Ушинский много читал, в том числе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=