"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
161 Художественные тексты определяют содержательную сторону в патриотическом самосознании. Однако в развитии ценностного отношения к малой родине существенно и то, в рамках каких форм организации обучения эти тексты изучаются. В практическом преподавательском опыте это могут быть и традиционные формы (лекции, беседы, семинарские и практические занятия, диспуты и читательские конференции), и нестандартные (музейные уроки, уроки в концертном зале, театре, уроки-фестивали детского творчества, уроки с использованием игровых познавательных методик, литературные марафоны, литературные ринги, уроки- встречи с писателями, уроки-размышления, уроки-выпуски литературного журнала, литературные и литературно-музыкальные салоны, гостиные, заочные экскурсии и др.) формы проведения урока. Практика показывает, что взаимодействие субъектов образовательного процесса в разных режимах организационных форм порождает и развивает необходимое ценностное отношение к литературному наследию региона. Так, в рамках нашего исследования, под руководством автора было организовано изучение возможностей формирования гражданской позиции старшеклассников на основе регионального компонента содержания литературного образования. Студентка факультета русской филологии и документоведения ТГПУ им. Л.Н.Толстого Е.В. Пушкина попыталась воплотить в практике описанные подходы. Была разработана и экспериментально проверена серия учебных занятий для десятиклассников, построенных в логике органичного сочетания содержания и форм обучения. Система занятий включала в себя 7 тематических блоков: 1. «Милее края нет» (Вступительное занятие) (1 урок). 2. «Преданья старины глубокой» (Фольклорное наследие Тульской губернии) (1 урок). 3. «Певцы земли Тульской» (Изучение жизни и творчества писателей Тульского края: Толстого Л.Н., Жуковского В.А, Есенина С.А., Вересаева В.В., Успенского Г.И.; изучение жизни и творчества писателей, чье творчество связано с Тульским краем: Грибоедова А.С, Пушкина А.С,. Лермонтова А.С,. Тургенева И.С, Салтыкова-Щедрина М.Е.,. Лескова Н.С,. Достоевского Ф.М,. Чехова А.П) (8 уроков). 4. «Гордость земли Тульской. Наследники Толстого» (Изучение жизни и творчества тульских писателей и поэтов современности Парыгиной Н.Д., Ходулина В.Г., Костюхина А.Е.) (3 урока). 5. «Победы Тульские страницы» (произведения тульских писателей о Великой Отечественной Войне) (1 урок). 6. «Прогулка по улицам Тулы» (Экскурсия по литературным местам города) (1 урок). 7. «Моя гражданская позиция» (итоговая литературно-краеведческая конференция) (1 урок). Всего программа предполагала 16 занятий, из которых 4 урока в традиционной форме, 8 - в нестандартной (урок-путешествие, урок-исследование, литературная гостиная, урок-диспут, урок-семинар, урок-поиск, литературная конференция); 4 внеклассных мероприятия (вводное занятие, экскурсия в с. Мишенское Белевского района на родину В.А.Жуковского, экскурсия по литературным местам города, итоговая литературно-краеведческая конференция). Воспитательные цели уроков носили аксиологический характер - на каждом уроке происходит содействие формированию необходимой гражданину ценности
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=