"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

160 интересов и ценностных ориентаций, не противоречит позитивному отношению к другим этническим общностям. Важность изучения родного края, использования местного материала в обучении и воспитании настоятельно подчеркивал К.Д.Ушинский, рекомендовавший вырабатывать у детей “инстинкт местности”, а умение сопоставлять изучаемое со знакомой местностью считавшей способностью, чрезвычайно полезной в жизни. Жизнь страны определяется жизнью каждого ее региона. Сопряжение челов., его малой родины, общества в целом образует особое трехмерное пространство, формирующее гармоничную полноценную личность. Регион – не только территориальное сообщество людей. Регион возникает на основе этнокультурной идентичности населения, заселившего данную территорию, и обладает особенностями, отличающими его от других регионов данного социума, при этом взаимодействуя с ними. Поэтому мы полагаем, что в решении задачи патриотического воспитания учащейся молодежи целесообразен не узко “региональный подход” (Т.С. Буторина, И.И. Валеев, Ю.В. Лазарев и др.), а гармония в патриотическом самосознании личности знаний и ценностей культуры, истории Отечества в целом и малой родины. В структуре знаний, на наш взгляд, безусловен приоритет литературы, поскольку в ней отражается менталитет нации, концентрируется национальное самосознание. Литература оказывает мощное воздействие на духовно-нравственную сферу личности, формируя гуманистическое мировоззрение, опыт индивидуального осмысления взаимодействия людей в настоящем и прошлом Родины, позитивное отношение к национальным ценностям. Литература требует личностного участия, неравнодушия, внутреннего душевного переживания. Произведения литературы пробуждают внутренние силы школьника, стимулируют его размышления, ценностную оценку окружающей действительности. Если соотносить идею представленности в патриотическом самосознании личности обоих смыслов понятия «Отечество» – «Большая Родина» и «Малая Родина» (В.А. Караковский, Н.А. Григорьева и др.) с идеей сопряжения в одном пространстве жизни личности, региона, общества в целом, то одинаковую ценность для патриотического воспитания имеет региональная литература «разного масштаба»: тексты классиков с общемировой известностью, произведения общенациональной значимости, книги писателей и поэтов, известность которых не выходит за рамки региона. Анализ образовательной практики показывает, что региональная литература обладает богатейшими возможностями для формирования патриотического самосознания учащихся. В принципе, можно выделить несколько типов источников, представляющих интерес для изучения и подходящие для включения в школьную программу: - фольклор и традиции данной местности, история и культура региона, быт, известные личности (пословицы, поговорки о данном крае, области, обычаи, известные люди); - биографические сведения о региональных писателях и поэтах, которые широко используются для ознакомления с культурой предков, их мировоззрением и т.д.; - насыщенные в идейно-тематическом плане произведения региональных писателей и поэтов, которые могут изучаться как отдельно, так и в контексте изучения классической литературы; - произведения региональных писателей о современности. К ним обращаются при изучении новейшей русской литературы в старших классах.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=