"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

159 Секция 4 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИССЛЕДОВАНИИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТУЛЬСКОГО РЕГИОНА Е. Л. Райхлина доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и литературы ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» О РОЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ И в образовательной практике, и в педагогической науке патриотическое воспитание учащейся молодежи наполняется новыми смыслами. Если цель патриотического воспитания – социально активная, ответственная личность со сформированной гражданской позицией, устойчивой ценностной системой и личностными характеристиками, позволяющими продуктивно участвовать в созидании новой России – ни у кого не вызывает сомнений, то содержание указанных параметров обсуждается в научной и методической литературе. Традиционная, известная в педагогике структура воспитанности личности в рамках любого содержания воспитания (знания, ценности, опыт поведения и деятельности) применительно к патриотическому воспитанию предполагает сегодня поиск начал, объединяющих данные компоненты. В патриотических ценностях личности важно не только принятие общечеловеческих и национальных идей: Жизнь, Мир, Человек, Свобода, Справедливость, Семья, Красота, Труд, Знания, Культура, Отечество, Долг, Верность, Народ, Родное слово, Соотечественник (В.А. Сухомлинский, В.А.Караковский и др.). Важно осознанное отношение к этим идеям. Патриотические чувства как таковые, сами по себе, не отрефлексированные личностью, – это только эмоциональное состояние человека. Знания об истории, культуре Родины вне оценки человеком полноты, адекватности этих знаний, – не интегрируются в личность, не могут обрести личностного смысла. Объединяющим началом для данных компонентов воспитанности может быть патриотическое самосознание, которое можно определить как осознанное отношение личности к своим целям, ценностям, знаниям, чувствам, способностям и качествам в контексте родной культуры, истории, интересов Родины и оценку человеком своего знания, ценностей и опыта, как гражданина. Контекст родной культуры, в этой связи, становится определяющим условием становления патриотического самосознания молодого человека. Именно это культурное наследие в условиях развития национальных культур, региональных традиций в многонациональном государстве становится ведущим фактором формирования у учащихся патриотического сознания личности. Существенно при этом, что представление о своей национальной принадлежности, отношение к историческому прошлому нации, ее настоящему и будущему, активность в освоении родного языка, изучении народной культуры, осознание и принятие национальных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=