"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
158 Поленов также написал к книге Н.В. Скородумова «Народный театр» 1 подробные методические указания, которые последовательно касались выбора и практического воплощения вариантов оформления. В своих методических указаниях для постановок народного театра Василий Дмитриевич уделил внимание и получению световых эффектов на театральной сцене: «Необходимо сделать оговорку, что рекомендуя для солнечного освещения белый свет, для лунного – голубовато-зеленый, для зари – розово-красный, мы говорим лишь приблизительно, потому что яркий солнечный свет не чисто-белый, а золотисто-желтый с оранжевым оттенком (этого легко достигнуть, применяя обыкновенныя керосиновыя лампы совместно с кадильными)». Театрально-магические световые эффекты особенно получались при использовании принципа действии поленовского «волшебного фонаря»: «Восход солнца, восход луны, привидения, пожар (языки огня), галлюцинации, сны (когда во время сна должна на некоторое время меняться декорация), северное сияние и т.д. – все эти эффекты делаются посредством волшебного фонаря; выбирается соответствующая картина и наводится на заднюю занавесь (лампа в волшебном фонаре должна быть сильная, по возможности спирто-калильная). Остальное освещение немного притушивается». Интересны и наблюдения Поленова относительно музыкальных секретов. «Колокольный звон. Берут медный таз, или, еще лучше, несколько, различной величины, в одном краю его делают дырочку и привешивают на веревке. Затем берут палочку, обмотанную материей. Ударяя этой палочкой то в середину дна таза, то в один край дна, то в бок, получают звон колоколов различной величины. Можно употреблять также подвешенныя на веревках железные трубы или толстые железные листы. Всплеск воды. Берут обыкновенно декоративный холст аршина в 4 длины, мочат его, потом берут за оба конца и быстро шлепают об пол. Прибой волн. Берут холст аршина в 2 длины, прикрепляют к одному концу гибкую жердь, мочат его, протаскивают на некоторое расстояние по полу и затем перевертывают и быстро шлепают об пол». А вот как передавали музыку и пение за сценой: «Для этой цели самое лучшее употреблять граммофон, только необходимо снять с него рупор и поставить его в шкап или в какой-нибудь ящик. Лишь в этом случае получается полный эффект. Подобным образом мы ставили начало заутрени в сцене “Келья Чудова монастыря”. Когда Пимен выходил из кельи и как бы приотворял дверь, мы приотворяли дверцу шкапа и усиливали звук граммофона». Разумеется, подобный трогательно-наивный технический арсенал начала двадцатых годов ХХ в. умиляет, но невозможно не восхищаться полетом фантазии мастера, движением мысли в пространстве времени. Необычный энциклопедический личностный облик и подвижнический творческий путь четко слышали и отличали уже современники; недаром И.Н. Крамской сказал о живописи В.Д. Поленова: «Ваши картины – это музыка». Жизнь постоянно доказывает и нарастающую актуальность принципиальной просветительской позиции Василия Дмитриевича Поленова: «Наша деятельность в настоящее время более нужна, чем когда-либо». 1 Скородумов Н.В. Народный театр. С приложением статей и эскизов декораций ак[адемика] В.Д. Поленова / Московское Общество народных университетов; Секция содействия устройству деревенских и фабричных театров. М., б/г. С. 27-30.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=