"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

156 как В.М. Васнецов, в своей речи к 15-летию Мамонтовского Художественного кружка, искренне восхищался: «Декорации Поленова к “Алой Розе” – гениальные декорации. Надо быть волшебником, чтобы перенести нас в эти сказочные сады и дворцы». А относительно творческого решения поленовской постановки оперы К.В. Глюка «Орфей», В.М. Васнецов утверждал: «Это было редкостное совпадение музыкального настроения и художественного образа и представления». Поленов, как вдохновенный театральный художник и яркий мастер декорационной живописи, оживлял многие оперные спектакли: «Русалка» А.С. Даргомыжского, «Орлеанская Дева» П.И. Чайковского, «Виндзорские кумушки» Н.С. Кротова, «Уриэль Акоста» В.С. Серовой (для Большого театра в Москве /1885/ и для Grand Opéra в Париже /1889/). Гениальное трудолюбие и максимальное желание добиться впечатляющего результата видно, например, в разработке Василием Дмитриевичем 29-ти эскизов «сумки Мефистофеля», выполненных им в процессе подготовки Шаляпина к роли Мефистофеля; с костюмом «от Поленова» Федор Иванович не расставался ни на сцене Grand Opéra (в опере Ш. Гуно «Фауст»), ни на сцене La Skala (в опере А. Бойто «Мефистофель»). Как истинный просветитель, Василий Дмитриевич был славен своими единомышленниками и учениками. На «рисовальных» и «акварельных» поленовских вечерах бывали В.М. Васнецов и И.Е. Репин, постоянно приезжали М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.А. Серов, регулярно посещали В.Э. Борисов-Мусатов, А.Н. Бенуа и другие члены «Мира искусства». Среди прославленных учеников Поленова: А.Е. Архипов, А.Я. Головин, К.А. Коровин, И.И. Левитан, Л.О. Пастернак (отец поэта Бориса Пастернака) и другие; из младшего поколения выделялись Е.М. Татевосян и М.В. Якунчикова. В.Д. Поленов всячески способствовал творческому росту и продвижению своих подопечных: вот и оперу Д. Верди «Аида» – для «Частной оперы» С.И. Мамонтова – по поленовским египетским эскизам оформлял также любимый ученик и друг Константин Коровин. Живущее лишь в живом исполнительском процессе сотворчества как воссоздания-интерпретации, искусство звуков, угасающее с прекращением озвучания, исчезает в истории, оставляя лишь отголоски воспоминаний, память души и сердца, нерасшифруемые письменные знаки – художественные символы интонационного портрета своей эпохи. Незвучащая музыка пропадает, неозвучиваемая – тем скорее образует очевидную неполноту бытия. В ХХI веке на Тульской земле стартовал проект Программы «Великие дилетанты», первый концерт которой оказался посвящен именно В.Д. Поленову. Но оживление фрагментов поленовской музыки исполнили артисты … из Калуги: лауреат Всероссийского и Международных конкурсов Калужский камерный хор (художественный руководитель и дирижер Лилия Афанасьева), а также Калужский камерный оркестр, художественный руководитель и дирижер которого Гарри Азатов – инициатор проекта и сам, к тому же, талантливый художник. Не прозвучала лишь особая тайна музыкального наследия Василия Дмитриевича – его «Прощальная Песнь» для фортепиано, без слов повествующая свою нераскрытую историю чередованием звуковых картин воспоминаний и переживаний. «Прощальная Песнь» была издана как собственность автора в печатне В. Гроссе в Москве (Б. Спасская ул., собственный дом). Автор данного доклада играет и пропагандирует фортепианную музыку Василия Дмитриевича Поленова на радиовещании и в других различных аудиториях уже более трех десятков лет, обретя сокровенный нотный текст и проведя его дешифровку.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=