"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

155 «a capella» (на стихи горячо почитаемого М.Ю. Лермонтова – «Белеет парус одинокий», «Ночевала тучка золотая», «По небу полуночи ангел летел»), камерные сочинения (трио для фортепиано, скрипки и виолончели) и др. Проскальзывают сведения о работе молодого Поленова над симфонией. Музыкальному перу художника принадлежит и такое сочинение, как «Литургия (общественное служение). Обедня». Поленов признавался: «Я очень люблю церковное пение, это – одна из самых красивых и высоких сторон русской жизни». Все Поленовы проявляли музыкальность, устраивая семейные дуэты, трио, хоровые исполнения. Примечательная просветительская форма реализовалась рукотворной книгою матери Василия Дмитриевича Марии Алексеевны, которую она писала для своих пятерых детей (и которая издавалась и переиздавалась в дореволюционный период). Книга эта – «Лето в Царском Селе» – запечатлевала эпизоды на отдыхе в виде поучительных родительских рассказов, где сведения по истории, физике и русскому эпосу перемежались биографиями именитых деятелей искусства, в том числе – художников и музыкантов. Театральные пристрастия Василия Поленова развернулись в период парижского «пансионерства» (после получения Большой Золотой медали Академии художеств). Активное участие в репетициях и постановках «живых картин», скрашивавших досуг художественного центра – боголюбовского (работавшего под присмотром художника Алексея Петровича Боголюбова) «русского кружка», обильно приправлялась молодежью по части юмора, танцев и музыки. Так оказались поставлены «Демон и Тамара», «Русалка», «Апофеоз искусств». По возвращении в Россию именно Василий Дмитриевич инициировал оперные спектакли театрального кружка Саввы Ивановича Мамонтова, который был, по выражению Поленова, «человек, насквозь пропитанный искусством». Поленов вступил в мамонтовскую труппу как артист и режиссер, как художественный оформитель (декорации, костюмы, бутафория, свет) и создатель музыки. Но также Василий Дмитриевич еще успевал сидеть за пианино или фисгармонией, чтобы озвучивать происходящее действо. Поленов всегда сам пел и репетировал роли, всегда ценил детские постановки; он и сам свободно переводил, переделывал или писал пьесы. Например, постановка спектакля «Анна Бретонская» – на сюжет повести для детей французской писательницы Евгении де Фоа – состоялась в переводе на русский язык и в литературной обработке Василия Дмитриевича; спектакль шел под его же музыку. На домашней сцене Поленовых в Москве также была поставлена пьеса С.И. Мамонтова «Замок Трифельс» – по рейнской легенды о пленном крестоносце Ричарде Львиное Сердце: для спектакля Василий Дмитриевич создал «драматический этюд», вероятно воспроизводивший колоритную музыкальную картину эпохи. На домашней сцене Мамонтовых в Москве Поленов готовит декорации к постановке трагедии А.Н. Майкова «Два мира», где исполняет роль римского патриция Деция и пишет музыку – одноименную ораторию («Два мира»). Там же, для комедии С.И. Мамонтова «Каморра» – по неаполитанским мотивам, Василий Дмитриевич оформляет спектакль и играет роль Папы Джеронимо; на обороте поленовского эскиза Программки этого спектакля рукою Саввы Ивановича оказалась зафиксирована музыкальная оценка-характеристика: «звучитъ простая, искренняя мелодiя, купается и утопаетъ въ лазури». Поленовское видение пьесы-сказки С.И. Мамонтова «Алая Роза» (на сюжет «Аленького цветочка») было столь необыкновенно, что такой знаток русской старины

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=