"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
154 Так «Genius loci» всегда возвращался к духам Лары и Пенаты. Демонстрация театра-диорамы сопровождалась живыми, то есть – всегда разными (в отличие от компьютерных вложений) рассказами художника, ведь во многих местах (Европа, Святые земли) он путешествовал сам. Слова перемежала «волшебная музыка», для чего нужно было захватить с собой из дома-музея какую- нибудь музыкальную шкатулку: «шарманки», снабженные «валиками» или «дисками», при запуске издавали добротные детские песенки и популярные классические темы и мотивы разных народов. Василий Дмитриевич любил озвучивать привезенные из-за границы переносные «музыкальные шкатулки», которые прозванивали старинные мелодии: под них можно было начать петь и танцевать. Стационарно в доме находятся «Целестина» («Селестина») – ручной орган, а также фисгармония и пианино. Финал необыкновенного «Путешествия вокруг света» неизменно возвращал домой – в Борок-Бёхово – в Дом-музей В.Д. Поленова на Оке, выстроенный им на средства, полученные от приобретения императором (1887) картины «Христос и грешница», вызвавшей фактом своего появления и оригинальностью– человечностью, гуманностью раскрытия сюжета мировоззренческое потрясение и горячие социально- искусствоведческие споры российской общественности и цензуры (и в которой для фигуры Иисуса позировал поленовский ученик и друг – Исаак Ильич Левитан). Красивая речная излучина в Тульском крае сразу приглянулась Василию Дмитриевичу во время путешествия, а мы до сих пор любуемся ею на его художественном завещании – картине «Золотая осень». Но выбранный для жилья высокий бугор у реки был гол и пуст, художник все разработал сам, недаром крестьяне прозвали его «Василий Дмитриевич – строитель»: дом собственной архитектуры, мастерская–»Аббатство», сарай для лодок – «Адмиралтейство», сруб- «Банька» внизу у воды – домик творчества, школы в близлежащих селах Бёхово и Страхово, церковь села Бёхово … К тому же, и любимый сегодня посетителями густой сосновый бор, аллеи и леса – дело поленовских рук. Так «Genius loci» поселился и расцвел на Тульской земле. Гостеприимный дом художника собирал и рисовальные вечера, и театральные спектакли, и музыкальные события, обязательно включавшие любимые всеми рождественские сказки, на которые приходили все дети – свои и сельские. Просветительский характер носили не только уникальные коллекции четырех поколений предков семьи В.Д. Поленова. Так же воспринимается и его опера «Призраки Эллады», созданная Василием Дмитриевичем по либретто С.И. Мамонтова, представленная в концертном исполнении в Большом зале Московской консерватории (1906) и на сцене Народного дома в Тарусе (1915). В яснополянских окрестностях поленовскую оперу поставил в сельской школе тульский музыкальный деятель Александр Николаевич Стасенко. После тарусской постановки участниками спектакля композитору был поднесен Адрес, содержавший удивительные теплотою и благодарностью слова: «Многие поколения помнят, как в безвыходную пору 80-х годов [ХIХ в. – О.Ф.], в глухой провинции появились выставки Передвижников. Помнят и берегут эти воспоминания. Жизнь была так тяжела, так бедна, а открывшийся мир искусства так полон раздумий над ней и красоты … В искренних юношеских мечтах, наедине с самим собою, хотелось иногда пожать протянувшуюся откуда-то руку неизвестного друга». Музыкальное наследие художника столь же духовно-аристократично: вокальные квартеты в сопровождении фортепиано или без сопровождения –
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=