"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
153 в России музея в сельской местности – примеру, встречи и общение с живым искусством станут возможными в любой провинции. В.Д. Поленов полагал: «Есть 3 метода проведения искусства в народ. 1-й – это передвижные общедоступные выставки, 2-й – театр вообще и в частности передвижной народный театр, 3-й – устройство музеев и картинных галерей в провинции». Опыт русских художников-передвижников, последующая практика школьных музеев, краеведческих выставок и публикаций удивительно содержателен. Примечательно и то, что в возрасте 76-ти лет Поленов придумал показывать «Путешествие вокруг света» в виде театра-диорамы 1 : «Волшебного фонаря», где прозрачные сдвоенные нарисованные картинки чередовали изображение подсветкой – «сиянием» дня и ночи. Художник сделал это для детей, но и взрослые восхищались. Водрузив себе на спину чудесный ящик, Поленов ходил по сельской округе и устраивал спектакли-просмотры. На дворе стоял 1920-й год. Так «Genius loci» стал перемещаться – в пространстве и … во времени. Приокские дети начала прошлого века могли мысленно, но – воочию «лицезреть» города и страны, памятники культуры и искусства, «встречая в пути» выдающихся людей – поэтов, писателей, ученых. Театр-диорама представлял: современные Поленову, включая экзотические, средства передвижения (пароход, поезд, дилижанс, лошади, слоны) и старинные архитектурные реалии (деревни, города, замки, пагоды); градостроительную историю нашего отечества (Московский кремль, Третьяковская галерея, Академия художеств, Аничков мост, Невский проспект) и земного шара (восстановленный Акрополь, Площадь Согласия, Собор Парижской Богоматери); географический рельеф (горы, озеро, залив, море, река) и ландшафтно-природные явления (тропики, прерии, подземелье, извержение вулкана); инженерно-технические сооружения (мост, маяк, вокзал, туннель, канал) и «чудеса света» (пирамиды, сфинксы); народные и обрядовые праздники («шествие дракона», карнавал) и традиции культового и светского быта (монастырь, рождественская елка в доме художника, вкруг которой, обернувшись «вокруг света», все вместе, дети и взрослые, поют и водят хороводы). Зрители театра-диарамы «знакомились» с такими личностями, как Лермонтов, Горький, В. Скотт, Герцен, И.С. Тургенев, А. Иванов, Л.Н. Толстой, Дюма-отец и Дюма- сын и др. Из музыкантов детям «встретились»: Бетховен, Шуман, Глинка, Шопен, Вагнер. В поленовской программе существовала и музыкальная траектория 2 . Так, Германию символизировали силуэты поэтов В. Гете и Ф. Шиллера, а также – средневековые певцы-миннезингеры; Испанию олицетворяли персонажи донны Кармен и дона Хозе (по I-му действию оперы Ж. Бизе «Кармен») и народные танцы в таверне. Кругосветное путешествие проходило по маршруту: Россия, Германия, Франция, Шотландия, Швейцария, Италия, Испания, Турция, Греция, Египет, Палестина, Индия, Китай, Америка, Россия. В Америке «оживали» сюжетные сцены «индейской» поэмы Г. Лонгфелло, конечно, – Христофор Колумб, а также духоборы. Россия встречала вернувшихся путешественников в Борок-Бёхове уютом и теплом семейного Рождества. 1 Подробнее об этом: Филатова О.И. Творческие практики В.Д. Поленова (к 85-летию памяти художника) // Социально-экономические и экологические проблемы горной промышленности, строительства и энергетики: Материалы VIII МШ Международной научной конференции (1-2 ноября 2012 г.). Тула, 2012. Т. 2. С. 181-189. 2 Подробнее об этом: Филатова О.И. Просветительские уроки истории культуры Тульского края: музыкальные практики художника В.Д. Поленова // Музыкально-просветительская работа в прошлом и настоящем (к 90- летию учреждения Г.Л. Болычевым «Народной консерватории» в Курском крае): Материалы Международной научно-практической конференции. Курск, 2010. С. 182-189.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=