"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
152 необходимо по всему современному социальному фронту: молодежь, подростки, дети, пенсионеры, ветераны, люди с ограниченными возможностями … Зрелищный арсенал и печатная индустрия, видеопродукция и шумовые воздействия, законспирированный (и не очень) фактор педалирования агрессивной ритмоинтонационной стихии СМИ возрастают на фоне незащищенности и слабой адаптируемости неподготовленной публики к транслируемым на нее со всех сторон энерго-информационным воздействиям. Под сенью храмов «златоглавой» столицы – города «сорока сороков», в доминантном наполнении архитектурных силуэтов российской провинции, в утраченном культурном (и культовом) облике древней Тулы коренится духовная ипостась национальной истории, а возрождение ушедшего – всегда проблематично. Глубоко продуманная и в поколениях сформированная культура душевного времяпрепровождения (индивидуального и коллективного) – в фольклорных (календарно-обрядовый цикл) или аристократически-салонных форматах (домашние спектакли, музицирование, литературные чтения, рисовальные вечера) оказалась перекрыта у нас заменой живого творчества на «консервированное» и вытеснением (или прекращением востребования и будирования) эмоционально-интеллектуальной потребности художественного самовыражения. Отсутствие социального заказа приводит к забвению богатых отечественных методик ненавязчивого введения в мир через «храм искусства», к истаиванию гуманных сторон жизни в пороках общества. При повсеместном закрытии клубов по интересам, ветеранских хоров и народных театров, «домов» и «дворцов» культуры, детских кружков и секций в постперестроечный период отечественной истории была обрушена сложившаяся социально-обусловленная система, просветительские традиции которой коренятся в интеллектуальных пластах дворянской и разночинной российской интеллигенции, посвящавшей свою жизнь самоотверженному служению народу. И сегодня по- прежнему актуален озвученный на заре советской эпохи (1917) и выведенный в зачин данной статьи призыв народного художника России, академика живописи, общественного деятеля и … композитора Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927). Просветитель-гуманист, В.Д. Поленов писал: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело». Что сегодня в состоянии прозвучать точнее этого сбывшегося реалистического опасения-пророчества русского мастера? Внешний облик Поленова ныне каждый может себе представить, вспомнив центральную конную фигуру – Ильи Муромца с картины В.М. Васнецова «Три богатыря», для которой Василий Дмитриевич и позировал своему ученику и другу. Первый нарком просвещения молодой Советской Республики А.В. Луначарский, от лица нового руководства страны, поздравлял художника с 80-летием. Письмо А.В. Луначарского В.Д. Поленову, датированное 2 июня 1924 г., содержит и такие строки: «Имя Василия Дмитриевича Поленова дорого новой России не только как имя одного из крупнейших представителей русской культуры, но и как имя челов., весьма рано поставившего перед собой задачи распространения этой культуры в широких массах и разрешившего их с блеском, подобного которому мы в истории нашей художественной культуры не имеем». В своем ответном письме восьмидесятилетний В.Д. Поленов представил программу художественного просвещения, когда музеи, по его – зачинателя первого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=