"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
150 У железнодорожной станции оказался Л.Н. Толстой. Увидав столь необычный оркестр, он выразил желание его послушать. Тут же на поляне около станции было исполнено несколько народных песен. Прослушав импровизированный концерт и задав ряд вопросов по музыкальной грамоте, Лев Николаевич остался весьма удовлетворен ответами оркестрантов-гармонистов. Это была первая встреча Толстого с оркестром гармонистов, но не единственная. Несколько позже Л.Н. Толстой пригласил оркестр к себе в имение. Великий писатель и в дальнейшем интересовался деятельностью этого необычного для того времени коллектива. 80-90-е годы XIX в. были самыми плодотворными в деятельности Белобородова. В это время он пробует свои силы и в композиции. Так появились его кадриль «Охота» и «Полька-фантазия», а позднее еще несколько произведений (наибольшее распространение из всего написанная им получила «Полька- фантазия»). В тот же период Белобородов совместно с И.С. Ивановой начал составлять новый «Самоучитель». В предисловии издатель А.Е. Кулаков написал о своем впечатлении об оркестре гармоник: «…я поставил себе в необходимость удостовериться фактически и лично присутствовал (у автора этой школы г. Белобородова) во время исполнения на хроматических гармониках и вполне убедился в несправедливости мнений гг. гармонистов, так как слышанная мною игра настолько была правильна и приятна, что положительно забываешь, что это гармоники, а не оркестр из ученых музыкантов». Оркестр Белобородова к началу 90-х годов XIX в. представлял собой очень слаженный коллектив с разнообразным репертуаром, в котором было много классических произведений малых и больших форм. Изобретение хроматической гармоники и создание оркестра заинтересовали отдельных представителей иностранных фирм. Один из них – Кальбе – от имени австрийской фирмы уговаривал Н.И. Белобородова продать патент на свое изобретение. Но подлинный патриот Н.И. Белобородов наотрез отказался это сделать, заявив: «Родина хроматической гармоники – Тула, это русское изобретение, пусть оно в России и останется». Деятельность оркестра Н.И. Белобородова продолжалась много лет и прекратилась только в конце 1902 г. Как писали в одной из газетных заметок, «этому служили посторонние обстоятельства, а также преклонные лета г. Белобородова и при том, в последнее время нездоровье. Так как некоторые из любителей выбыли из Тулы, то получился пробел в исполнении пьес и хор расстроился». Приблизительно через год после оркестра Белобородова В.П. Хегстрем, его ученик, соратник, концертмейстер оркестра, продолжая дело своего учителя, организовал новый оркестр. Белобородов же до конца своих дней проявлял большой интерес ко всему, что делалось в музыкальной жизни г. Тулы: посещал оркестр Хегстрема, не пропускал возможности услышать знаменитых артистов, приезжавших в Тулу. Скончался Н.И. Белобородов на 85-м году своей жизни 28 декабря 1912 г. Газета «Тульская молва» на первой странице в крупной рамке поместила сообщение о его смерти, дне панихиды и похорон. Похороны сопровождались большой траурной процессией, в которой приняли участие ученики Белобородова и тысячи туляков. Заслуги Н.И. Белобородова состоят в создании клавишной хроматической гармоники совершенно новой конструкции и в организации первого в мире оркестра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=