"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

149 и становления нового вида народного оркестра – оркестра гармоник, заслуживает самого большого уважения и признания. Немало душевных и физических сил, денежных средств вложил Н.И. Белобородов в то, что его детище могло жить, развиваться, приносить радость и пользу людям. Оставив в свое время службу в мещанской управе (его избрали старостой), Николай Иванович отдался любимому делу – созданию оркестра. Для оркестра гармонистов были заказаны специально инструменты, отличающиеся друг от друга по диапазону и тембру. В своих основных узлах эти инструменты повторили конструкцию первой хроматической гармоники, отличаясь друг от друга размерами, а позже изменения коснулись формы и различной клавиатуры. В создании оркестровых вариантов принимали участие лучшие тульские мастера: Л.А. Чулков с сыновьями, В.И. Баранов, А.И. Потапов. По существу, оркестровые варианты Белобородова, которые были названы: прима, секунда, флейта-пикколо, альт, виолончель, бас, контрабас – явились попыткой доказать возможность коллективного исполнительства на гармониках. Разделение инструментов на партии со своими оркестровыми функциями и различными тембрами, не говоря уже о самих названиях инструментов, свидетельствовало о стремлении руководителя создать настоящий оркестр и приблизить его к симфонической структуре. Создание оркестровых разновидностей гармоник являло собой важный факт развития коллективного исполнительства. Этот шаг, предпринятый Белобородовым, был оправдан, потому что тембровый потенциал оркестра, состоящий из одной разновидности инструмента, не мог удовлетворить руководителя уже в тот далекий период, на заре формирования оркестра гармоник. Оркестр Н.И. Белобородова был организован в начале 1890-х годов из участников Кружка любителей игры на хроматических гармониках, созданного в середине 1880-х годов. Кружок состоял, в основном, из рабочих Тульского оружейного и патронного заводов. В разное время в состав оркестра входило 10-12 человек. Это был первый оркестр гармонистов, игравший по нотным партитурам. Партитуры расписывались на 8 партий. Первый публичный концерт оркестра состоялся 22 февраля 1897 г. в зале Тульского дворянского собрания. На концерте присутствовали Л.Н. Толстой, С.И. Мосин, Н.Н. Фигнер и другие. Выступление музыкантов горячо было принято публикой, трижды «на бис» исполнялась «Камаринская». Дальнейшие выступления проходили не только в Туле и ее окрестностях, но и в Калуге, Алексине, Серпухове, Воронеже и других городах. Выезжали и на промышленную выставку в Санкт-Петербург, где им предложили выступить как русский народный оркестр в лаптях и косоворотках. Как правило, все сборы от концертов, по инициативе Н.И. Белобородова и с согласия музыкантов, поступали в фонд детских приютов Тулы. Несмотря на материальные трудности, связанные с расходами по содержанию оркестра, Николай Иванович стремился помочь беспризорным детям. Репертуар оркестра состоял из 6 маршей, 5 полек, 4 вальсов, 3 кадрилей, галопа, 2 народных песен («По улице Мостовой», «Камаринская»), увертюры к опере «Цампа» Ф. Герольда – всего более 20 произведений. На развитие репертуара оказали советы Л.Н. Толстого, слышавшего одним из первых в 1893 г. оркестр Н.И. Белобородова. Однажды летом 1893 г. оркестр возвращался с одной из репетиций, которые иногда проводились на даче Н.И. Белобородова на Косой Горе близ Ясной Поляны.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=