"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ

148 По своим звуковым качествам, продуманности и оригинальности решения отдельных деталей и узлов его гармоника отличалась от предыдущих моделей, являясь качественно новым инструментом. Оставив диатоническую гамму в одном ряду, Белобородов добавил второй ряд клавиш, сделав их черными и расположив в промежутках между белыми первого ряда. Черные клавиши, дающие производные звуки, чередовались через одну белую клавишу (а не так, как на обычной фортепианной клавиатуре). Это имело свои преимущества: гармонисты, привыкшие играть на диатонических гармониках, не переучиваясь, могли пользоваться такой клавиатурой; кроме того, хроматические полутоны наглядно отличались от основных тонов. Компактность клавиатуры позволяла при небольшом размере (11 белых и 10 черных клавиш) извлекать 42 различных звука. В 1875 г. Николай Иванович Белобородов обратился к одному из лучших в Туле «гармонных дел» мастеров Леонтию Алексеевичу Чулкову. С огромным желанием взялся Чулков за изготовление новой гармоники. В 1878 г. в России появилась хроматическая гармоника – инструмент, по существу, давший новый качественный импульс для интенсивного развития исполнительства и совершенствования одного из популярных инструментов, прообраз будущих современных моделей гармоник – баянов. Новая гармоника была совершенна, чем ее предшественницы, однако, для сольной игры недостаточно удобна. Основным недостатком стала частая смена меха при игре, так как на сжим и разжим меха звуки были разные. Белобородов не пошел по линии дальнейшего улучшения системы, а избрал иной путь: он решил использовать одновременное сочетание нескольких инструментов. Почти сразу Белобородовым были заказаны два аналогичных инструмента, и вскоре в его доме зазвучало домашнее трио в составе главы семьи и двух его дочерей Софьи и Марии, сразу завоевавшее успех в округе. Это первое трио хроматических гармоник, просуществовавшее много лет, имело большой успех среди музыкантов и любителей-гармонистов. Звучание трио было так необычно, что летом во время репетиции прохожие часто останавливались под окнами дома и интересовались, на чем это играют. Возможности новой гармоники воодушевили Николая Ивановича к написанию руководства игры на ней. В 1880 г. в Москве Н.М. Куликов напечатал «Школу для хроматической гармоник по системе Н.И. Белобородова». После этого издания гармоника Белобородова получила распространение, и к ней стали проявлять интерес известные музыканты-гармонисты того времени. К 80-м годам XIX в. был известен первый случай применения гармоники в симфоническом оркестре. В 1883 г. П.И. Чайковский, сочиняя 2-ю сюиту, в одном из ее номеров – «Юмористическом скерцо» - применил четыре гармоники. Чайковский говорил: «Что касается русского элемента в моей музыки … то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях…». Поэтому П.И. Чайковский смело ввел в состав симфонического оркестра гармонику, когда у него явилось желание написать скерцо в народном характере. Сочинение этого скерцо показало, что Чайковский не только почувствовал значение гармоники в русской народной музыкальной культуре, но и сделал попытку творчески использовать ее исполнительские возможности. Удачный опыт совместной игры трио убедил Н.И. Белобородова в возможности создания целого оркестра. Деятельность Н.И. Белобородова в области создания

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=