"ГЕНИЙ МЕСТА":ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ-ГОРОДУ И МИРУ
135 стояли домашние, из других – полевые работы. Промышленные работы влияли косвенно: уход на них родителей удерживал детей дома. Бедность населения выражалась в том, что дети не имели теплой одежды и обуви и поэтому не могли регулярно посещать школу. В группе «плохая погода» первое место занимали весеннее и осеннее бездорожье и разливы рек. Эпидемические заболевания и болезни встречались довольно часто. Отдаленность школы как причина манкировок была более характерна для земской школы, что объяснялось тем, что она охватывала более обширные районы, чем ЦПШ. Нерадение родителей и леность детей занимают последнее место в ряду названных. История формирования образовательной среды в Тульской губернии во второй половине XIXв. напрямую связана с развитием начального образования, которое отражало в себе общие Российские характерные черты развития. Численность земских и церковных учебных заведений с каждым годом возрастала, а положение видоизменялось в зависимости от общих условий их существования. Но рост начальных школ не решал проблему всеобщего охвата детей школьного возраста. В них обучалась лишь часть детей. Многие из них вынуждены прерывать процесс обучения, так и не окончив курса. Основным препятствием к посещению учебного заведения в течение всего курса были экономические условия крестьянской жизни и, главным образом, бедность населения. В связи с этим число детей с полным начальным образованием было незначительным. По ряду показателей земские школы обгоняли церковно-приходские, являясь лидером в образовательном пространстве. Вместе с тем в целом они имели общие черты развития и функционирования. Д. В. Нехаева студент I курса факультета истории и права ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ ТУЛЬСКОГО ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ БЕРЕГОВ АМЕРИКИ А. И. ЧИРИКОВА Исследование вопросов открытия новых земель является актуальным для современной исторической науки. В открытии Северной Америки и ряда островов Алеутской гряды большая роль принадлежит уроженцу тульского края А.И. Чирикову. Именно он был первым русским, добравшимся до Аляски через Тихий океан, опередив российского подданного, по происхождению датчанина, Витуса Беринга более чем на сутки. Лишь после смерти Алексея Ильича, откликаясь на «Историю российской империи при Петре Великом» Вольтера, М.В. Ломоносов писал: «В американской экспедиции через Камчатку не упоминается Чириков, который был главным и прошел дальше, что надобно для чести нашей. И для того послать к сочинителю карту оных мореплаваний» 1 . Изучением истории А.И.Чирикова занимались учёные Богданов В.В., Авадяева Е.Н., Зданович Л.И., Лебедев Д.М. и др. А.И. Чириков родился 13(24) декабря 1703 г. в селе Аверкиевское-Лужное Тульского уезда Тульской губернии. Анализ документальных источников позволяет сделать вывод, что во второй половине ХVII в. Чириковы из знатного и богатого рода 1 Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М.- Л., 1957. Т.10. С.278.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=